газета «Центр Азии» №42 (21 — 28 октября 2005)
Культурная жизнь

Воины отары

21 октября 2005 г.

kniga_42.gif«Черно-подпалая собака по кличке Худэр уходила утром с овцами и приходила с ними вечером. Если случалось, что ей давали корм во время работы (пастьбы), и в это время овцы исчезали из поля ее зрения, то она начинала визжать, и, путем не доев, устремлялась вслед за стадом…».

Бурятский кинолог Галина Яворская написала книгу «Монгольская овчарка» (Улан-Удэ, 2004), отрывок из которой приведен выше. Это не просто занимательный проспект для любителей собаководства. Работа получила положительные отклики ученых.

Ответственным редактором книги выступил биолог – профессор кафедры кормления, разведения и ветеринарной генетики Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, доктор биологических наук В. А. Тайшин. Историк, этнограф – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН М. М. Содномпилова назвала это издание «знаком, проявленным свыше, призванным разбудить интерес людей к древней аборигенной собаке Центральной Азии и способствовать возрождению монгольской овчарки на ее исторической родине». Генетик – член-корреспондент РАН И. А. Захаров, рецензируя рукопись, тоже дал высокую оценку труду: «книга уникальна».

І Что же примечательного в этом издании? И чем оно может быть интересно для читателя Тувы?

Автор утверждает, что аборигенные собаки Тувы, Горного Алтая, Бурятии, Калмыкии, Монголии в прошлом составляли общую популяцию монгольской овчарки. По хозяйственно-биологическим особенностям и служебным качествам этой породы в Монголии была защищена докторская диссертация биолога Амгаасэдийна Осора. Ссылаясь на него, а также на исследования других ученых, кинолог из Улан-Удэ сделала вывод: монгольская овчарка не является производной от других пород, она относится к старинной самостоятельной примитивной породе собак. Произошла она от тибетского дога. А тот в свою очередь – от волков.

Наша «кадарчы ыът» получила свое название «тувинская овчарка» от Ильи Захарова. Он подтверждает мнение Галины Яворской о породной общности монгольских и тувинских овчарок. Таким образом, исследователи говорят о локальных вариациях одной породы. Кинолог из Бурятии называет ее «монгольской овчаркой», соответственно относя к ней и «тувинскую». «Строго говоря, – подчеркнула в телефонной беседе Галина Николаевна, – по классификации «тувинская овчарка» – это тувинский тип монгольской овчарки».

Возможно, кое-кому из наших читателей эти терминологические поправки, уточнения не понравятся, появится желание отграничить названия, говорить об уникальности породы, получившей известность уже далеко за пределами Тувы, и прочее... Но подобные псевдо-патриотические разбирательства, полагаю, не принесут никому пользы. Гораздо важнее то, что численность всех наших «четырехглазых» овчарок везде очень мала, и четвероногих помощников чабанов, прекрасные пастушьи и сторожевые качества которых шлифовали века, надо спасать.

В Монголии, как пишет Галина Яворская, в настоящее время аборигенная монгольская овчарка в чистом виде встречается в следующих аймаках: Ховьд, Баянхонгор, Говь-Алтай, Умнуговь, Дундоговь, Баян-Ульгий, Увэрхангай, Завхан. Причем, из всего поголовья местных собак они составляют не более пяти процентов…

В России основные ареалы распространения сегодня – Горный Алтай, Тува (постоянные читатели «ЦА», кроме того, знают, что тувинская овчарка с недавнего времени специально разводится в Москве, в питомнике «Монгун-Тайга»).

В Калмыкии подобная собака не сохранилась, в Бурятии – тоже. Восстановительными работами в обеих республиках заняты энтузиасты. В первом случае разведение идет под эгидой Калмыцкого государственного университета («Ранимая степь», «ЦА» № 25 за 2005 год). В Бурятии такой солидной научной «крыши» пока нет, поэтому кинолог сама же и восполняет исторические пробелы.

В этой восточной республике старые чабаны тоже помнят монгольских овчарок, очень редких даже во времена их молодости. Помнят и те времена, когда в 1950-60-е годы по всем колхозам шла ликвидация аборигенных домашних животных. Шла кампания против их якобы «непродуктивности» в сравнении с западными породистыми животными. Пастушьих собак считали основными распространителями инфекций. Их даже называли «иностранными шпионами», «врагами народа» за их перекочевки, перебежки по пограничным районам… Кроме того, в голодное послевоенное время люди сами были вынуждены съедать своих четвероногих помощников: пасти-то все равно было некого и нечем было кормить собак…

І Галина Яворская сама занимается среднеазиатскими овчарками, популярными сегодня в республике, щенки ее великолепных «азиатов» пользуются большим спросом.

Вырученные средства хозяйка тратит уже на «монголов»: на изыскания в архивах, приобретение книг, поездки в Монголию. Там она впервые увидела на деле овчарок, спасавших от волков стада и своих хозяев.

Автор книги рассказывает такую историю. В 1980-х годах ей удалось пожить неделю на стойбище в Увэрхангайском аймаке. Чабан держал при отаре двенадцать (!) монгольских овчарок. Было видно, что он их очень любит, собаки платили ему за это безграничной преданностью. На вторые сутки к стоянке в сумерках пришли волки. Навстречу стае хищников выбежал кобель-вожак, а все остальные псы забегали вокруг отары и юрты. Гости стойбища не сразу поняли, что собаки взяли тем самым всех под защиту. Вслед за вожаком на серых разбойников затем бросились старшие собаки. Чабан, стоя у дверей юрты, невозмутимо держал в руках ружье и ждал развязки. В темноте были слышны лишь короткие схватки. Наконец, волков отогнали. Несколько защитников были ранены, но не сильно. Утром их осмотрели. Хозяева порадовались, что все собаки остались живы. Жена чабана напоила их свежим молоком, а вечером приготовила им наваристый суп из потрохов. Так люди отблагодарили свое войско за верную службу. Волки больше не приходили.

С тех пор Галина Николаевна заинтересовалась старой породой, стала сама искать и приобретать в Монголии взрослых особей монгольской овчарки, вывозить их домой, в Бурятию. Сейчас у нее живут три представителя этой породы. Она планирует разведение и продолжает собирать сведения о своих новых друзьях из прошлого своего народа.

В книге Галины Яворской есть история и современность. Собраны даже петроглифические изображения собак центральноазиатского региона, есть сведения о «собачьих следах» в погребальном обряде кочевых народов, упоминания о тотемических воззрениях тюрков, монголов и многое другое. Процитированы отрывки о собаках в алгышах (гимнах) тувинских шаманов, собранных доктором исторических наук Монгушом Кенин-Лопсаном, а также дан отрывок из романа Салчака Тока «Слово арата». В этом произведении есть прекрасный рассказ о Черликпене, черном псе – друге детских лет писателя.

Изучив большой объем литературы, добавив свои наблюдения и выводы, Галина Яворская фактически провела самостоятельное исследование. По словам научных рецензентов, оно может быть само защищено как диссертационная работа. Одним из наиболее интересных разделов книги является сформулированный кинологом стандарт породы «Монгольская овчарка». Здесь подробно расписан экстерьер собаки, а также изложены, а главное – объяснены, особенности поведения четвероногих сторожей-пастухов.

При этом сама автор считает, что «эта маленькая книга» – всего лишь «первая

Чимиза ЛАМАЖАА
http://www.centerasia.ru/issue/2005/42/327-voiny_otary.html