Фильм «Дерсу Узала» вышел на киноэкраны страны, когда мне не было и десяти. Босоногие деревенские ребятишки и знать не знали о Дерсу. Но мы любили кино и шли на любой фильм, как на праздник. Кино позволяло прикоснуться к незнакомому и оттого – таинственному – миру, который был где-то там, далеко.
На экране появился таежный человек, и взрослые зашептали: «Смотрите, наш Максим Мунзук!». Вот маленький охотник произнес понятные и знакомые слова о том, что тайга живая: «…Завтра наша уходи, сюда другой люди приходи. Росомаха приходи, ворона приходи, мышь приходи…Тайга – разный люди есть…» И – все изменилось. Это было родное. Наши родители с таким же благоговением относились к тайге, дереву, ручью, окружающей природе, одухотворяя их и запрещая не то, что вредить, но даже трогать грязными руками чистоту окружающего мира.
Сегодня я вспоминаю то кино в деревенском клубе и думаю о том, что даже тридцать лет спустя фильм «Дерсу Узала» будит в нас тоску по глотку свежего воздуха, душевной свободе, которая у нас в крови. Мы стремимся жить в городах, становимся рациональнее, а то и черствее, порой совершенно забываем о том, как в далеком детстве умели понимать язык природы и любить её одухотворенную суть. Но «цивилизация» не до конца вытравила глубинную память об этом, мы все равно остаемся детьми своего народа, издревле почитавшего природу, жившего с ней в согласии, черпавшего от ее духовного источника вдохновение. Чтобы вспомнить все это, нам нужно было вновь встретиться с Дерсу.
В ГОСТИ, НА РОДИНУ ДЕРСУ
Эту встречу подарил первый кинофестиваль «Живая тропа Дерсу», который проходил со 2 по 6 сентября. По этой живой тропе памяти к нам прибыли гости из разных городов России – Красноярска, Иркутска, Новосибирска, Владивостока, Москвы. Фонд Дикой природы организовал свою фотовыставку в фойе кинотеатра «Найырал». Его представитель Сергей Шафаренко встретился не только с научной общественностью, но и с руководством министерства природных ресурсов, с заместителем Председателя Правительства РТ Шолбаном Кара-оолом для обсуждения соглашения о дальнейшем сотрудничестве, в том числе – об охране уникального вида снежного барса, обитающего на территории Тувы. Директор детской киностудии «Поиск» из Новосибирска Петр Анофриков с большим удовольствием делился своим мастерством с коллегами из центра внешкольного образования «Авырал» Бай-Тайгинского кожууна. Представитель телекомпании Современного гуманитарного университета Владимир Зайцев ездил на съемки на Эрзинский участок Убсу-Нурского биосферного заповедника. Начальник отдела по связям с регионами Союза кинематографистов РФ Вячеслав Чернов вместе с ведущими тележурналистами ГТРК «Тыва» возглавлял работу жюри телевизионного фестиваля, который проходил в рамках кинофестиваля наряду с другими мероприятиями.
Заслуженный артист РФ Владимир Сергияков, который тридцать лет назад снимался в роли стрелка в фильме «Дерсу Узала», прилетел из Владивостока и репетировал сценку с Галиной Мунзук для торжественного вечера, посвященного открытию фестиваля…
УМЕЕМ ЛИ МЫ ЖИТЬ С ОТКРЫТОЙ ДЦШОЙ И ЗОРКИМ СЕРДЦЕМ?
Дерсу учил простой истине. «Тайга – это не стихия. Это дом, в котором нужно научиться жить». Еще он говорил: «Там, где упала звезда, нужно искать женьшень». Может, не женьшень, а разгадку всего мироздания? Тайну некоей вселенской души?.. Дерсу умел жить с открытой всему миру душой и зорким сердцем. Умеем ли мы?
С идеей кинофестиваля «Живая тропа Дерсу» выступили сестры Светлана и Галина Мунзук, дочери Максима Мунзука. По их мнению, это мероприятие должно послужить благому делу возвращения молодежи к своим корням. Юные нынче оторваны от предыдущих поколений, им не известны, а порой не интересны нравственные ориентиры родителей. Особенно чувствуется эта оторванность, дисбаланс в отношениях между поколениями у коренных малочисленных народов. Чтобы не затеряться в мире новых технологий и сохранить свою культуру, самобытность, этим народам требуется куда больше усилий, куда больше душевных сил.
К сожалению, хотя кинофестиваль и назывался зрительским, самих зрителей было не так уж и много. Зал кинотеатра «Найырал» был заполнен только наполовину, когда демонстрировались шедевры мировой классики кинематографии – фильмы режиссера Акиры Куросава «Расемон», «Семь самураев», «Жить». На торжественное открытие кинофестиваля «Живая тропа Дерсу» пришли, в основном, люди среднего поколения. Наверно, нам привычнее жить, не задумываясь, не обращаясь к собственной душе, не размышляя. Нам бы хлеба и зрелищ. Наверное, это тоже нужно. Но наша пассивность, нежелание лишний раз испытать душевное переживание, на мой взляд, говорят о том, что мы слишком далеко ушли от себя самих. На родине Максима Мунзука, исполнителя роли Дерсу, нет ничего, что говорило бы о нем. Кроме памяти родных и близких. В Приморье о нашем земляке хорошо помнят до сих пор. Местное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры при поддержке меценатов выпустило книгу «Возвращение Дерсу Узала», в ней – воспоминания тех, кто работал над фильмом. Есть в этой книге такие слова: «Наше культурное пространство состоит из духовных ценностей, которые создаются не только в центре. Отечественная культура состоит из ценностей малых народов. Это наше наследие, которое помогает нам двигаться вперед. Ибо вперед ведет память, а не беспамятство».
Несмотря ни на что, кинофестиваль на тувинской земле состоялся. Перед его закрытием гости, участники, организаторы, заранее договорившись опустить комплиментарную часть, провели серьезный диалог. Вывод был сделан такой – фестивалю «Живая тропа Дерсу» на тувинской земле быть.
КАК СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ
Когда-то критик Лев Аннинский написал после просмотра фильма: «Шумит кедр. Он разговаривает с нами голосом Дерсу Узала. Мы слышим голос мудрого гольда и ждем появления того, чье имя ассоциируется у нас с тайгой. Ее эпосом. Ее космосом, ее безбрежностью… Этот фильм – как воздух, которым дышишь, как солнечный свет, с восходом рождающийся и с закатом уходящий, чтобы вновь родиться». Наш кинофестиваль – как прикосновение к этому космосу и этой безбрежности. Как возвращение к своим истокам, как начало пути к самим себе.
Он был очень нужен детской студии «Авырал» из Бай-Тайгинского кожууна, которая за двадцать лет своего существования впервые получила неоценимую помощь профессионалов и приглашение на фестиваль «Жар-птица». Это было нужно жителям Бай-Хаака, которые шли на встречу с гостями фестиваля, как на праздник. Молодой женщине с шестимесячным младенцем на руках, которая пришла посмотреть мультфильм новосибирских детей. Это было нужно тележурналистом из близлежащих регионов, которые смогли получить оценку своего творчества. Это было нужно любителям-фотографам, охотникам, рыболовам, которых объединил кинофестиваль. Это было нужно, в конце-то концов, снежному барсу, который в это время где-то на своих снежных вершинах охотится на горных баранов и знать не знает о том, что его защитой теперь обеспокоено, благодаря фестивалю, и правительство Тувы. Значит все не зря. Не зарасти тропе памяти Дерсу. Теперь уже не дадим.