газета «Центр Азии» №33 (19 — 26 августа 2005)
Мысли вслух

ТАМ ИВЕРСКОЕ СЕРДЦЕ, ЧЕРВОННОЕ, ГОРИТ

16 сентября 2005 г.

xfcjdyz_33.gifИверская часовня, как в сердце России – у Воскресенских ворот, при въезде на Красную площадь – появилась и в столице Тувы. Поклониться одной из самых почитаемых на Руси икон кызыльчане смогут в новой часовне в честь Иверской иконы Божьей Матери – у строящегося Воскресенского Собора на улице Московской.

Освящение часовни – знаменательное для духовной жизни событие – приурочено к торжествам, которые пройдут в Кызыле в честь 10-летия образования Абакано-Кызыльской епархии. Торжества откроются 20 августа Всенощным бдением в Свято-Троицкой церкви. В нем примет участие епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан, а так же гости – епископы сибирских епархий, хор Преображенского Собора города Абакана. А утром 21 августа крестный ход отправится к новой часовне. Состоится ее торжественное освящение.

* Настоятель Кызыльской Свято-Троицкой церкви отец Вячеслав уверен: открытие первой, и единственной, в Туве часовни – это «первая ласточка», знаменующая приобщение все большей части горожан к церковной жизни.

Завершение строительства Воскресенского Собора в южном микрорайоне города, в районе телецентра – дело многотрудное, вот уже четвертый год подряд оно с Божьей помощью и упорными стараниями депутата-строителя Сергея Сафрина медленно, но верно продвигается вперед. Однако до окончания работ еще далеко.

А над часовней уже сияет золотой купол и крест. После ее освящения, как рассказал отец Вячеслав, она будет открыта ежедневно. Здесь будут проводиться и молебны, и панихиды, только литургии нельзя служить, так как в часовне нет алтаря.

Как же успеет отец Вячеслав совершать службы одновременно: и в церкви, и в часовне? Дело в том, что сейчас в Кызыле уже не один священник, как было много лет подряд, а двое. В марте священником в кызыльский приход назначен отец Иннокентий, в миру Геннадий Ермаков. Он наш местный житель, работал в пожарной части, был прихожанином церкви, рукоположен в дьяконы, затем – в священники. Принял иночество, и владыка Ионафан постриг его в честь митрополита Московского Иннокентия – святого, распространявшего в девятнадцатом веке свет христианства в Сибири, на Курилах, на Алеутских островах.

* Теперь, в новой часовне, жители микрорайона, удаленного от действующей Свято-Троицкой церкви, смогут помолиться, поставить свечку перед Иверской Божьей Матерью, одной из самых известных и почитаемых на Руси святынь.

История иконы уходит в далекое прошлое. В девятом веке, как свидетельствует предание, она находилась у благочестивой вдовы, живущей в Греции, близ города Никеи. Тогда в этих краях распространилось иконоборчество. Один из воинов-иконоборцев ударил в икону копьем. Тотчас из пораженного места хлынула кровь. Потрясенный воин в раскаянии пал на колени, а позже постригся в монахи. Вдова же, чтобы спасти икону от поругания, пустила ее в море.

Спустя годы эта икона появилась в «столпе огненном» на море близ Иверской обители на Афоне. В этом монастыре она находится и поныне. А точный список (копия) с иконы был привезен в 1648 году в Москву и торжественно помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. С тех пор Иверская Божья Матерь разделяла со столицей России все ее беды, скорби и радости, ее, заступницу, особо почитали не только верующие Москвы, но и все России.

Июльской ночью 1929 года «великого перелома» часовня была «ликвидирована», Воскресенские ворота снесены. Но еще долго люди приходили тихо молиться на то место, где была часовня.

В 1993 году началось воссоздание Воскресенских ворот и Иверской часовни. А через два года – в девяносто пятом – Москва, во второй раз за свою историю, торжественно встречала Иверскую Божью матерь, привезенную, как и прежде, с Афона.

* Из Греции, из самого Иверского монастыря, расположенного на святой горе Афон, привез в Кызыл икону Иверской Божьей Матери, писанную афонскими монахами, и отец Вячеслав.

Специально позаботился во время майской паломнической поездки по святым местам, чтобы была в Кызыльском приходе эта святыня. Сейчас икона находится в Свято-Троицкой церкви, а после освящения часовни переместится в нее. Возможно, с нее будет сделан большой список.

В честь знаменательного события – впервые в Кызыл, в связи с юбилеем епархии, прибывает такая представительная делегация церковных иерархов, которые будут участвовать в освящении часовни, – преображается и наш старый добрый маленький храм, построенный еще в 1929 году.

Впрочем, работы в Свято-Троицкой церкви, на ее территории, и в пристройке – крестильном храме – с проездом к нам отца Вячеслава и матушки Марины, его верной помощницы во всех делах и заботах, не прекращались. С каждым годом и сама церковь, и территория вокруг нее преображались: становились чище, светлей, благоустроеннее. С каждым годом все больше людей шли в храм, оказывали помощь в его благоустройстве.

В августе, в связи с предстоящими торжествами, количество добровольных помощников увеличилось. «Целая рота у нас сейчас работает», – улыбается отец Вячеслав. Красят, моют, меняют проводку, асфальтируют территорию, наводят порядок во дворе, который стараниями матушки Марины радует глаз веселыми яркими цветами. Один за другим подходят прихожане, спрашивают: чем еще помочь, что надо сделать?

Трудятся и взрослые, и дети из воскресной школы. И среди них самый маленький помощник – четырехлетний Сеня, старший сын отца Вячеслава и матушки Марины. Тащит большую банку с краской, весь перепачканный в ней, но страшно довольный: он тоже приносит пользу. Краска расплескивается, руки Сени становится совсем белыми. Но он не плачет, не жалуется, а деловито бежит за керасином – оттираться. Ему некогда хныкать, рассиживаться и прохлаждаться. Ему надо привести в порядок свой храм.

* Ко мне подходит отец Вячеслав, по-доброму улыбается: «Вы тоже красить пришли?»

Не сразу понимая шутки, на минуту теряюсь: от меня в этом деле пользы будет гораздо меньше, чем от Сени. На помощь, тоже улыбаясь, приходит матушка Марина: «У каждого свой талант. Лучше хорошо напишет, батюшка, чем плохо покрасит». И уже улыбаемся все трое. И мне не хочется уходить из этого солнечного церковного двора, от батюшки и матушки, таких молодых и таких светлых. С ними всегда просто и хорошо.

И, конечно, я напишу хорошо, матушка. По-другому написать просто не получится. Светло с вами, светло в храме. И светло, я уверена, будет и в новой часовне Иверской Божьей Матери. Как писала Марина Цветаева:

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, –

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2005/33/296-tam_iverskoe_serdce_chervonnoe_gorit.html