газета «Центр Азии» №31 (5 — 12 августа 2005)
Событие недели

Хочу в будущее, но боюсь

13 сентября 2005 г.

Прошедшая неделя, как, впрочем, и все последние месяцы, была отмечена событиями, так или иначе относящимися к реформе местного самоуправления.

Помощник Президента России Игорь Шувалов в интервью «Российской газете» высказывал свои аргументы против поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятой Государственной Думой в первом чтении 8 июля и, по сути дела, откладывающей на неопределенный срок внедрение новой модели местного самоуправления. Депутаты считают, что для введения в действие известного закона № 131 надо определить новые сроки, что вводить его с 1 января 2006 года нельзя: регионы не готовы. Администрация Президента и Правительство страны с таким поворотом событий не согласны и готовят свои предложения: закон вводить надо с 1 января, только полномочия передавать постепенно, по мере готовности регионов.

* Тувинский кабинет министров на заседании 2 августа рассматривал ход выполнения собственного постановления о разработке нормативно-правовых актов, необходимых для реализации федерального законодательства в сфере разграничения полномочий между Российской Федерацией, регионами и органами местного самоуправления. Картина складывается не самая оптимистичная: министерства, ведомства, органы местного самоуправления не укладываются в утвержденные правительством сроки, а представленные проекты требуют серьезной доработки. Названы были министерства и ведомства, имеющие «хвосты» – министерство строительства, жилищной политики и коммунального хозяйства, министерство труда, социальной и молодежной политики. Причины неудовлетворительной работы по подготовке проектов необходимых нормативно-правовых актов тоже установлены: дефицит квалифицированных кадров, особенно не хватает квалифицированных юристов.

* Все эти события на самом деле – звенья одной цепи, которые подтверждают, казалось бы, взаимоисключающие вещи. С одной стороны, регионы не готовы с 1 января 2006 года в полном объеме исполнять Федеральный закон №131, разграничивающий полномочия между уровнями власти. В то же время, затягивать проведение реформы местного самоуправления – значит, еще туже затягивать петлю на тех же муниципальных образованиях.

Неготовность работать в новых условиях питается не только непрофессионализмом, неподготовленностью кадров, работающих сейчас в органах власти, но и элементарным страхом большого количества служащих перед необходимостью менять темп и ритм своей жизни и труда. Среди этих служащих – немало чиновников самого высокого ранга.

* Стройные планы и сроки, утвержденные в Кремле и в Правительстве, разбиваются о различные «региональные особенности », включая климатические условия, степень депрессивности экономики, степень ее коррумпированности, «особые» подходы в решении кадровых вопросов и многие другие факторы. Главный аргумент тех, кто заявляет о неготовности муниципалитетов с 1 января 2006 принять на себя все отведенное им бремя власти – отсутствие необходимых финансовых средств. И это – не голословные утверждения. По оценкам Минфина РФ, расходные финансовые обязательства муниципалитетов в 2006 году «потянут» на 747, 2 миллиарда рублей. При этом обеспечение (расчетная налоговая база) составит всего 483,3 миллиарда рублей.

Только 10 процентов муниципалитетов будут в состоянии обеспечить свои нужды. Что будут делать остальные? Федеральный центр отвечает, что есть система поддержки: федерация помогает субъектам, а те помогают муниципалитетам. Стало быть, учитывая наши «особенности», вполне может повториться ситуация с бюджетом-2005, когда Кызылу поначалу предусмотрели ...ноль рублей на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

* Тем временем администрация Кызыла в очередной раз ломала голову над тем, как выстроить взаимоотношения с двумя предприятиями, от которых зависит жизнь города – ОАО «Тываэнерго» и ГУП «Тепловые сети», как обеспечить очередную порцию средств на подготовку к зиме. Вопрос из разряда тревожно-риторических: что делать с изношенными до предела электросетями, аварии на которых приобрели хронический характер? Только за последние две недели их случилось более десятка. В минувшие выходные без электричества были жилые дома на улице Рабочей, в районе кинотеатра «Отчугаш», на улице Бухтуева, на Московской, в правобережной части Кызыла. В общей сложности пробита 41 кабельная линия. А если это случится зимой?

* Понятно, что сети ветшали в течение нескольких десятилетий. Теперь все это – городские проблемы. Дороги, если оценивать их состояние по всем правилам, тоже пора объявлять непригодными для проезда. И они тоже – городские. И общежития, из обветшалых ведомственных превратившиеся в обветшалые городские. И школы, в которых текущий ремонт пришлось нынче делать на деньги родителей силами школьных уборщиц: выделенных двух миллионов хватило только на то, чтобы отдать прежние долги. Теперь все это – проблемы муниципалитета, читай – жителей. Не захлебнуться бы. Если это и есть наше ближайшее светлое будущее, то я его боюсь.


http://www.centerasia.ru/issue/2005/31/281-khochu_v_buduschee_no_boyus.html