– Чуть ли не полгода мы наблюдали за «бюджетной войной», которую вели правительство республики и депутаты Законодательной палаты Великого Хурала. Сложно было избирателям разобраться, кто чьи защищает интересы. Наконец, дождались: бюджет приняли. А тут недавно узнаю, что, оказывается, у нас до сих пор исполнение бюджета прошлых лет не утверждено депутатами Великого Хурала. Неужели это так сложно – посчитать, куда и сколько потратили?
Николай Куулар, г. Кызыл
Действительно, процесс принятия бюджета на 2005 год, закончившийся только к нынешнему маю, был не единственной проблемой в бюджетном процессе Тувы. Исполнение бюджетов 2003 и 2004 годов до сих пор не утверждено парламентом республики.
Весь прошлый год правительство пыталось утвердить в парламенте изменения в бюджет 2003 года. Депутаты отказались это делать, так как вносимые поправки полностью перекраивали инвестиционную программу, причем, изменения вносились задним числом, после того, как деньги уже были потрачены. По результатам проверки Счетной палаты РТ по инвестиционной программе выявлены финансовые нарушения на сумму 557 миллионов рублей.
Серьезной проблемой бюджета 2003 года стал так называемый «золотой запас Тувы». После принятия новой Конституции республики была ликвидирована Дирекция Государственного фонда драгоценных металлов Республики Тыва. Часть золотого запаса (93,758 килограмма) была продана. Однако средства, полученные от ее реализации, не попали в бюджет республики, а были вложены в уставной капитал ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва». После проведения эмиссии акций обладателем контрольного пакета акций стал Международный промышленный банк. За годы существования этого банка в бюджет республики ни разу не поступали дивиденды. Депутаты настаивали на том, что в бюджет республики должны быть возвращены 30 миллионов рублей, полученных от реализации части золотого запаса.
В итоге многочисленных попыток правительства утвердить изменения в бюджет, после неоднократных отзывов и повторных представлений проектов закона о внесении изменений в бюджет, годовое исполнение бюджета даже не рассматривалось.
Отчет об исполнении бюджета 2003 года Правительство республики представило в Законодательную палату только 14 июня. На заседании бюджетного комитета 21 июня было представлено предварительное заключение по этому документу: суммы, указанные в отчете не соответствуют основным бюджетным параметрам и суммам, прописанным в законе «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2003 год».
Минфин республики, используя термин «уточненный бюджет», в отчете указал цифры, которые не были утверждены законодателями. Заключение бюджетного комитета палаты было категоричным: это грубейшее нарушение законодательства. Указав, что помимо этого, в отчете не представлены итоговые годовые данные о распределении Резервного фонда Правительства РТ, комитет по бюджету принял решение вернуть отчет об исполнении бюджета на 2003 год на доработку.
Такое же решение было принято и по отчету об исполнении бюджета 2004 года. Как сказано в заключении бюджетного комитета, отчет не оформлен в виде проекта закона и в нем отсутствуют данные об исполнении программы строительства и реконструкции автомобильных дорог, программа приватизации госимущества и ряд других данных.
Как отметил председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению Анатолий Дамба-Хуурак, пора ставить принципиальный вопрос об ответственности и низком профессионализме сотрудников Минфина республики, готовящих бюджетные законопроекты.
Заместитель председателя бюджетного комитета Каадыр-оол Бичелдей отметил: «Никто не собирается «рубить» исполнение бюджетов. Но Минфин не дает нам возможности утвердить бюджетное исполнение последних двух лет, предоставляя в парламент документы, не соответствующие действующему законодательству».