газета «Центр Азии» №19 (13 — 20 мая 2005)
Событие недели

ОДНА У НАС ПОБЕДА

13 мая 2005 г.

Василий Николаевич Теплов, старшина, разведчик. Фото Нади Антуфьевой.День 60-летия Победы был так богат на эмоции, события, что с последними залпами праздничного салюта в Москве, который прогремел, когда в Кызыле было уже два часа ночи, вдруг пропал сон. У каждого из нас – своя встреча с той войной. Моя случилась, когда мне было лет тринадцать.

Тогда вся страна изучала произведение нашего незабвенного генсека КПСС Брежнева «Малая земля». Он воевал в районе Новороссийска и написал об этом (или за него написали). Потом, уже взрослой, в пору потрясений и реформ, не раз пришлось услышать о том, что, мол, слишком мало значение в войне того пятачка земли.

* Те, кто бросался словами про «маленькое значение», не видели, как плачут солдаты. Не догадываются, по неразвитости душевной, что у каждого, кто воевал, своя «Малая земля», политая потом и кровью.

На том памятном «классном часе» мы сначала с удивлением разглядывали гостя. Учительница обещала привести героя Малой земли, а пришел … всем нам известный дядя Ваня Корешков, тот самый, что на лошадке, впряженной в тележку, с утра до вечера объезжал наш маленький поселочек, мусор убирал. Такой тихий, скромный пожилой человек. «При параде» да еще с наградами на груди, в том числе с орденом Красной Звезды, мы его никогда раньше не видели. А он смущенно улыбался.

Потом кто-то спросил «Как ты, дядя Ваня, героем стал?». Он начал также смущенно говорить и … заплакал. Говорил о том, что потерял на том маленьком пятачке всех своих друзей, что так и не смог туда съездить после войны, поклониться могилам. «Хоть бы кусочек той земли подержать в руках».

Друзья-ветераны. Анатолий Константинович Гривин, старший сержант, танкист и Нил Никонович Галацевич, пехотинец, рядовой. Фото Нади Антуфьевой.* Уже студенткой я побывала на Малой земле, привезла в платочке горсть земли – для дяди Вани. Через несколько лет он умер. Вечная ему память. И спасибо за ту встречу. Конечно, и до нее мы что-то знали о войне. Живы были многие участники войны. И наши родители – дети военного времени – говорили нам об этом. Но только скромный дворник смог объяснить, что такое долг, честь и война для простого солдата.

* Для них, солдат Великой Отечественной, каждое 9 мая – как новый рубеж: дожил, дошагал. А раз дожил – надо идти к Вечному огню, надо идти на парад, надо помянуть тех, кто погиб, кто не дожил до очередной победной годовщины. А потому принимались лекарства и чистились костюмы, обзванивались друзья-товарищи: «Жив еще? Ну, значит встретимся».

9 мая они не замечали накладок и шероховатостей в праздничной программе. Им все было хорошо. «Что ты, милая? Какой тут непорядок? Ты лучше проходи к нам, там же стоять неудобно» – это мне из группы ветеранов, уже зажатых напирающей толпой.

* Одна из трогательных примет праздника – «эскорты» из детей, внуков и правнуков, с гордостью шествующие с ветеранами. Такой эскорт сопровождал друзей – Анатолия Константиновича Гривина и Нила Никоновича Галацевича.

Анатолий Константинович начинал воевать в пекле Курской дуги, был танкистом, участвовал в штурме рейхстага. Нил Никонович прошагал до Западной Белоруссии.

* В сопровождении знакомых пришел на праздник старшина Василий Николаевич Теплов.

В конце 1942 года призвали Василия Николаевича и отправили служить на Тихоокеанский флот, на крейсер «Калинин».

« – А потом весь личный состав отправили на фронт. Так из моряка я превратился в сухопутного разведчика, воевал в составе 5 танковой гвардейской дивизии в 285 ракетно-минометном полку, в группе разведки. Были мы в распоряжении ставки. Бросали в самое пекло, и у Жукова воевал, и у Рокоссовского. Закончил войну в Праге. А потом еще пять лет в Туркестане служил, афганские банды от нашей границы гоняли. Там ранен был.

За что получил две медали «За отвагу»? Первую под Сталинградом вручили, «языка» притащил важного, как брал – уже не помню точно, а вот что тяжелый он был – это помню. Вторую медаль под Кенигсбергом получил, штаб немецкий взорвали с ребятами».

Потом еще несколько раз представляли разведчика к наградам. Две – орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны – он не получил до сих пор. А китель парадный, в котором с войны пришел, до сих пор хранит, надевает только 9 мая. Его, говорит, еще лет на двадцать хватит. Хватило бы здоровья.

* Хорошо было в тот день идти по городу, видеть, как сияют ордена и медали на праздничных нарядах ветеранов, как светятся лица. Именно этого света нам не хватает от мая до мая. А они еще и благодарят. Нас. А что бы мы делали без этого праздника?

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2005/19/116-odna_u_nas_pobeda.html