газета «Центр Азии»

Воскресенье, 19 мая 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №16 >ЛЮБОВЬ В АДУ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ЛЮБОВЬ В АДУ

Мысли вслух ЦА №16 (22 — 29 апреля 2005)

Иван и Джулия – Айдын Бады-Сагаан и Шенне Шоюн. Недавно спохватилась: как давно я не была в театре? Оказалось, давненько уже – около года. И это серьезно озадачило: так и духовно деградировать недолго. Разучиться думать, сопереживать.

Ведь отношение к театру – показатель духовности личности. А полный театральный зал – показатель культуры, общего уровня развития горожан. Причем, не на легких вещицах, во время которых с наполняемостью нашего муздрамтеатра проблем нет, а во время серьезных спектаклей.

Именно такой серьезной работой, посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне, стал спектакль «Три дня любви», премьера которого состоялась в Тувинском музыкально-драматическом театре 17 апреля. Спектакль, поставленный по повести Василия (Василя) Быкова «Альпийская баллада», настолько заинтересовал, что я, компенсируя свой пробел в посещении театра, посмотрела его дважды: и в день премьеры, и на следующий.

«Альпийская баллада», написанная в 1964 году, стоит особняком в творчестве Быкова. В его «окопной прозе», за неприкрытую правду которой так критиковали в свое время писателя, это единственная романтическая повесть о любви. Короткой любви узников, сбежавших из концлагеря – «руссо» Ивана и итальянки Джулии. Быков, выдержавший натиск обвинений в «узости обозреваемых позиций», отвечал на это тем, что его интересуют «не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа».

Именно этот масштаб заинтересовал и главного режиссера театра Алексея Ооржака – в одном лице и автора инсценировки, и переводчика, и режиссера-постановщика спектакля. Вариантов юбилейного военного спектакля тувинской труппы было два: «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева и «Альпийская баллада». Режиссер остановился на последнем. Именно из-за темы любви, потому что уверен: «Любовь всегда побеждает». Даже если это любовь в аду, любовь бегущих через горы узников, сопровождаемая автоматными очередями и лаем овчарок-волкодавов.

У Быкова Иван погибает, спасая Джулию: настигаемый овчарками, успевает в самый последний момент бросить ее в пропасть – единственный шанс на спасение. У Ооржака погибают оба: раскинув руки в замедленном танце, вместе летят в вечность в белом тумане.

Почему он выбрал именно такой финал, допытываться у Алексея Ооржака бесполезно, он будет только загадочно улыбаться, заставляя вас самих искать ответ на этот вопрос: режиссер не должен пускаться в пространные объяснения своей трактовки и системы образов, они либо есть, либо нет. Главное, чтобы его поняли зрители и актеры. И такое понимание есть. «Они должны остаться вдвоем навеки», – очень точно и емко пояснила мне свое восприятие режиссерского замысла Галина Мунзук, одна из исполнительниц роли Джулии.

В спектакле два состава главных героев: в день премьеры играли Айдын Бады-Сагаан и Шенне Шоюн, недавние выпускники Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Айдын и Шенне – супруги, у них растет сын Субедей, которому два года и восемь месяцев. Поэтому, думается, так особенно естественна была в их исполнении сцена мечты о будущем сыне – среди цветов на альпийском лугу.

За плечами второй пары больший театральный опыт: у Леонида Кан-оола десять лет, ну а Галина Мунзук, Заслуженная артистка РТ, в рекомендациях не нуждается: вся ее жизнь – театр.

Обоим парам пришлось на репетициях нелегко: Заслуженный художник РТ Валерий Шульга в очередной раз создал нечто неординарное, помогающее раскрыть режиссерский замысел. Не зря в театре говорят: «Шульга и Ооржак – два в одном». Сценография художника – сложная конструкция из перекладин и веревочных лестниц, уходящих под потолок сцены. На этих лестницах-горах происходит основное действие. Так что исполнителям пришлось стать еще и цирковыми артистами, их даже застраховали. Сначала, рассказывают обе Джулии, были и синяки, и занозы. Было и страшновато, но потом, когда уже вошли в образ, этот страх просто исчез, о нем забыли.

Эти горы-лестницы очень облегчили актерскую задачу: спектакль решается в движении, в пластике, ведь диалоги героев сами по себе небогаты: быковские Иван и Джулия говорят на отрывочной смеси русского (в спектакле – тувинского), немецкого и итальянского, понимая друг друга сердцем.

И уж совсем небогата словами роль сумасшедшего гефтлинга (немца-узника). Только несколько слов – «руссо» и «брод» (хлеб), да еще «Гитлер капут» и «гестапо», с которыми он с упорством потерявшего рассудок ползет за беглецами и, в конце концов, выдает их гестаповцам. Однако Олегу Сату удалось справиться с этой небогатой словами ролью: опять же за счет пластики и еще интонационного разнообразия. И хотя внешне образ его не сходится с Быковским: у писателя он – страшный, лысый, с безумными глазами, в спектакле – с волосами почти до пояса, в интеллигентных очках, это не мешает внутреннему восприятию персонажа, как знака беды, нависшей над героями, одаренными судьбой перед гибелью бесценным подарком – любовью.

Хотя реакция нашей публики всегда непредсказуема: вот и сумасшедшего Олега Сата ряд зрителей восприняли, как комического персонажа, встречая его появления радостным смехом. Впрочем, Алексей Ооржак относится к такой неадекватной реакции на трагическое со спокойствием философа, видя в ней не обидное непонимание, а, напротив, контакт со зрителем, пусть и нестандартный.

Да и сам спектакль, как вы уже поняли, нестандартный. И вызывает желание понять, вдуматься и перечитать «Альпийскую балладу». Что я и сделала, вернувшись домой после премьеры. И если такое желание еще раз (или даже в первый раз) вникнуть в быковскую военную прозу возникнет и еще у кого-то из увидевших эту театральную работу, значит, спектакль, посвященный 60-летию Победы, получился.

И пусть зал на «Трех днях любви» не был полным – это понятно, новая постановка – не шансонетка, рассчитана на определенный уровень зрителя. Главное – никто из пришедших до конца спектакля не ушел из зала.

Фото предоставлены литературной частью муздрамтеатра.

Коллаж Любови Рязанцевой.

 (голосов: 1)
Опубликовано 23 апреля 2005 г.
Просмотров: 3006
Версия для печати

Также в №16:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru