В России с 1 января 2006 года станет на два субъекта меньше. Так решили на состоявшемся 17 апреля референдуме жители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.
На референдум выносился вопрос об объединении трех регионов в один – мощный, самодостаточный, привлекательный для инвесторов.
* Итоги, судя по первой реакции, удивили даже руководителей регионов. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин 18 апреля назвал их «фантастическими». По предварительным данным в Красноярском крае в голосовании приняли участие 63 процента избирателей, из них более 92 процентов сказали объединению «да». Такой явки на участки в день голосования Красноярский край не знал с перестроечных времен.
Организаторы референдума развернули широкомасштабную агитационную кампанию именно в столице Красноярского края. Отголоски доносились и до соседних регионов. Чуть ли не ежедневно в эфире разных телекомпаний можно было услышать выступления чиновников самых разных рангов, сюжеты из Красноярска, Эвенкии, с Таймыра – на тему экономики и предстоящих в случае объединения позитивных изменений.
* Агитация достигла цели. Порог явки в 50 процентов не только преодолен, но и остался далеко позади. На Таймыре 18 марта были подсчитаны все бюллетени. Явка составила 79,69 процента; за объединение высказались 69,95 процента участников референдума. В Эвенкии, где тоже обработаны все документы, проголосовали 77,36 процента избирателей, из них 79 процентов высказались за объединение. Окончательные итоги референдума будут подведены 24 апреля.
* Новый субъект будет именоваться Красноярским краем – по названию самого крупного региона. В последние перед референдумом дни модно было повторять фразу, которую произнес губернатор Хлопонин – о том, что объединение он рассматривает прежде всего как серьезный бизнес-проект.
Чиновники региональные и федеральные наперебой говорили о новых возможностях по освоению запасов Крайнего Севера, о новых рабочих местах, о том, что укрупненный регион готов будет принять в скором времени около миллиона мигрантов, в том числе из стран СНГ. На этой волне как из рога изобилия посыпались предложения, касающиеся «оптимального количества» субъектов Федерации. Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, считает, что их должно быть немногим больше пятидесяти. Министр регионального развития России Владимир Яковлев заявил, что регионов должно остаться 60 вместо 89.
* Озвучивались и более конкретные предложения. Туву и Хакасию несколько раз назвали среди регионов, которые вольются все в тот же Красноярский край. С Хакасией более понятно, она, как Таймыр и Эвенкия, уже была в составе края.
С Тувой вопросов гораздо больше, поскольку республику с Красноярским краем связывают только добрососедские отношения. Но вряд ли это будет достаточным аргументом для нынешних «закройщиков» – сторонников нового административно-территориального деления страны.
* Их аргумент более весом: не может нормально развиваться государство, более половины субъектов которого живут на деньги, выделенные федеральным центром, проще говоря, депрессивны. Что противопоставит этому Тува – регион, бюджет которого более чем на 80 процентов формируется за счет федеральных средств?
Заметьте, никто не кинулся сейчас обвинять в глупости, недальновидности или провокациях людей, озвучивающих идею объединения регионов. Им повезло больше, чем бывшему мэру Кызыла Александру Кашину, который в мае 1998 года говорил о возможности присоединения Тувы к Красноярскому краю.
* И в Кремле, и в Правительстве России уже не первый год ломают голову над тем, как сократить количество регионов депрессивных и, соответственно, увеличить количество регионов-доноров. В русле этого – все реформы последних нескольких лет, в том числе и знакомые большинству граждан под кодовым названием «закон №122». Но, судя по итогам экономического развития страны в 2004 году, республик, областей, краев, с депрессивной экономикой меньше не становится. Поэтому идея укрупнения регионов, а точнее объединения регионов-«локомотивов» с регионами-депрессивными обрела почву под ногами.
О далеко идущих амбициозных планах в этом направлении свидетельствует тот факт, что президент страны на встрече с членами правительства 18 апреля заявил: «Объединение регионов – не самоцель. Оно оправдано только тогда, когда в результате улучшается жизнь людей. Не должно быть целью создание суперсубъектов». Подтекст прозрачен: глава государства хорошо осведомлен о проектах и прожектах и считает необходимым упредить многочисленные вопросы граждан.
* Аргументы нечиновников, голосовавших за объединение Красноярского края, Таймыра, Эвенкии, более прозаичны и конкретны, глобализм в них отсутствует начисто. Люди надеются, что со временем жить станет полегче, да чиновников, перекладывающих бумаги, станет заметно меньше.
Те же самые аргументы высказывали представители власти, когда в течение нескольких послеперестроечных лет на карте Тувы появились один за другим несколько новых маленьких районов (кожуунов): Чеди-Хольский, Чаа-Хольский, Тере-Хольский. Теперь у нас целых 17 районов и два города республиканского подчинения. Но рывка в экономическом развитии не произошло как в районах, так и в целом в республике.
* То, что предложения подумать об объединении с регионом-донором поступят, можно уже не сомневаться. Это понимают во всех ветвях власти. И нынешняя ситуация с принятием бюджета, точнее говоря, с распределением средств, предусмотренных на инвестиционную программу, в этом свете становится более чем понятна. Все, кто имеет виды на лакомые долгострои, на не менее лакомые миллионы, для этих долгостроев предназначенные, хорошо понимают: халява заканчивается, скоро делить и «крышевать» будет нечего.