На улицах мальчишки балуются пиротехникой, везде, где только можно, появились ёлки и иллюминация – вот вам верные приметы приближения Нового года.
Из газеты можно сделать ёлочку, её можно в сердцах поджечь, газетами достаточно часто пользуются как мощным орудием для сведения счётов. Газетные «бомбы» пострашнее пиротехнических.
А ещё газеты читают. Читают весь год. Но помнят ли о том, что было опубликовано в этих самых газетах? Не после долгого размышления и повторного просмотра газет, а вот так, сразу, без раздумья?
Сегодня у меня – не обзор прессы, а результаты опроса читателей о том, чтоиз опубликованного запомнилось больше всего и чего, по их мнению, не хватает нашим газетам. Это не социологический опрос, «выборка», можно сказать, минимальная. Просто я «села на телефон» и поговорила с теми своими знакомыми, до которых смогла дозвониться за один вечер.
Василий Кривдик, главный специалист прокуратуры Республики Тыва по связям о СМИ и общественностью:
– Большое впечатление произвела статья в «Центре Азии» про инвалида. Поразило то, что у нас десятки тысяч безработных, говорят, что работы нет. Может не по специальности, но человек работает, а ведь здоровые мужики ходят вокруг вино-водочных отделов. А инвалид нашёл себе работу, не жалуется на жизнь. Автор сопереживает своему герою. Материал написан толково, заставляет думать.
В газетах сейчас очень много чернухи. Хотелось бы, чтобы было больше материала о необычных людях, о добрых людях. Чтобы были светлые, добрые материалы.
Виктория Лобода, ассистент кафедры ТГУ:
– В основном я читаю газету «Плюс Информ». Больше читаю материалы на коммунальные темы, о плате за электричество, об отоплении. Наибольшее впечатление произвели материалы газет о пожаре на Паротурбинной. И ещё была одна статья, ещё летом – о сиротах, о том, как им давали какое-то пособие, и директор ПТУ выдал это пособие не деньгами или какими-то нужными вещами, а кирзовыми сапогами. Ещё люблю читать статистику – справки из родильных домов о рождении детей. Интересно, что во втором роддоме мальчиков больше рождается, а в первом – девочек.
Вот ещё Александр Кашин писал о том, что у него сломался телевизор, он вызвал мастеров на дом, и сделали ещё хуже, чем было, а он отвёз его в Абакан и там телевизор починили, причём сказали, что поломка была незначительная, а предыдущий телемастер больше испортил, чем починил. Кашин в своей статье прямо сказал: «Вотпо этому телефону не обращайтесь». И в этой же газете шла реклама того мастера, который испортил телевизор. И дальше, в других номерах эта реклама идёт.
В газетах слишком много политики, часто политические распри, это не поиски истины, а просто разборки между политиками. Не хватает достоверного изложения фактов и независимого мнения.
Слишком много объявлений. Хотелось бы каких-нибудь опросов. Или материалов о том, какие товары заслуживают доверия.
Мирца Огоренко, экономист, начальник бюджетного отдела финансового управления Минфина РТ по г. Кызылу:
– Раньше я делала большую подписку, около двадцати изданий выписывала. Сейчас «АиФ», «Комсомолку» и «Центр Азии».
Задела за живое статья Надежды Антуфьевой о событиях в Беслане перед нашим празднованием юбилеев в Кызыле. Как вышли наши чиновники заседать в белых костюмах. Это меня просто потрясло. Я была горда, что редактор «ЦА» написала об этом. Не всегда, значит, отмалчиваемся. Если по честному, то я боялась телевизор смотреть об этих событиях. Я знала, что там происходит, но старалась об этом особенно не думать. А когда прочитала эту статью – просто мороз по коже. Тогда и была поставлена точка в моём сознании. Да, это было так. И в Туве на это отреагировали именно так. Антуфьева не боится. И у неё нет злобы, она пишет с горечью, с грустью, но не со злобой о том, что мы люди, а в каких-то ситуациях мы и нелюди.
Ещё запомнилась статья о судьбе женщины, которая попала в Германию и там работала. Она наша, кызыльская, у неё внук Артур. Всем в нашей семье эта статья понравилась.
Маргарита Татаринцева, кандидат филологических наук научный сотрудник ТИГИ:
Газетам не хватает общей культуры, они удивляют своей безграмотностью,бывают очень грубые если не ошибки, то опечатки. В бегущей строке по местному телевидению ужасные ошибки, да и в «ЦА» можно сделать подбор опечаток за этот год. Это очень режет глаз.
Борис Татаринцев, главный научный сотрудник ТИГИ, доктор филологических наук:
– Несколько недель назад в приложении к «АиФ» некая дама из Красноярска опубликовала свои откровения о том, как надо писать: Тыва или Тува. Статья сама по себе вздорная, непонятно, с помощью каких исследований она это определила, и почему слово «тувинец» – исключение. В этом приложении так и не могут определиться, пишут то Тыва, то Тува.
Валентина Кувшинова, пенсионерка:
– Нравятся политические материалы. Вообще много хорошего пишут. В «Информе» бывают очень хорошие статьи, мы их часто перечитываем всей семьёй. Раньше в «Плюс Информе» были статьи Глеба Павловского, мы их всегда читали. А сейчас он почему-то не публикуется.
Хочется, чтобы было больше статей именно политических, хороших, серьёзный статей. Всегда читаем материалы про сад-огород, про лечение.
Не нравится, когда в газетах всё цифры и игры, всё играют и играют. Несерьёзно.
Ольга Хомушку, заместитель министра кадровой политики, науки и учебных заведений РТ:
– Всегда очень приятно читать материалы о женщинах, которые многого самостоятельно достигли в жизни. В этом году было интервью с Лидией Ондар (прим.: Министром кадровой политики, науки и учебных заведений РТ) в «ЦА». Конечно, с удовольствием прочитала о своём отце Матпа Хомушку. Статья называлась «Самый красивый министр». Особенно приятно, что люди о нём помнят, много хорошего говорят, вспоминают о его заслугах.
Самое большое впечатление – это слабо сказано, скорее, шоковое воздействие произвели на меня материалы в местных газетах о том, как находили новорождённых детей, убитых своими матерями. Это действительно ужасно.
Многим газетам не хватает профессионализма.
Айлана Кужугет, ведущий научный сотрудник ТИГИ:
– Не встретила материалов, которые бы произвели серьёзное впечатление. Нравятся интервью в «ЦА». Когда их читаешь, вспоминается и что-то своё о знакомых людях.
В этом году в «ЦА» понравился материал об Эккендее. «Интернет-окошко» неплохое, там бывают интересные сообщения. Кирова Надежда неплохо пишет.
Не хватает острых материалов, другого мнения, оппозиционных материалов – не грязи, а именно другого мнения.
Нужно больше предоставлять слово молодым, как они видят будущее Тувы. Может быть, стоит возродить рубрику: «Если бы я был президентом», пусть бы люди писали. Тогда было бы видно, чего народ действительно хочет, о чём мечтает.
Ирина Подик, преподаватель Кызыльского училища искусств:
– Нет материалов о самих газетах, мы мало что знаем о журналистах. Раньше с удовольствием читала большие интервью.
Очень много негативной информации.
Но в целом газеты выполняют свою функцию, обеспечивают нас информацией.
Виталий Шайфулин, ведущий специалист информационно-аналитического управления Законодательной палаты Великого Хурала РТ:
– Сразу скажу: «ЦА» должна быть острее и живее. Да и другие газеты не радуют.
Когда начала издаваться «Молодёжь Тувы», вот там был интересный коллектив, были попытки сделать хорошую газету. Это тогда мы говорили, что не согласны с обкомом партии, мы могли себе это позволить. Газета была действительно острая и интересная. Были такие попытки и у «ЦА».
А сейчас таких газет нет. Всё как-то аморфно.
Марина Чанзан, советник информационно-аналитического управления Законодательной палаты Великого Хурала РТ:
– В связи с юбилеем было много интересных публикаций. Хорошая рубрика об истории Кызыла в «Тувинке». В «Центре Азии» очень интересный материал Татьяны Верещагиной о Сафьянове. Ещё публиковались исторические фотографии – очень интересно, вызвали большой резонанс у читателей.
Нашим газетам не хватает качества. Качества журналистики, и нормального типографского качества, хорошей бумаги.
Газеты ничем не удивляют. Уже знаешь, что ждет тебя в «Тувинке», что ждет в «Центре Азии», что – в «Информе». Нет новых лиц, нет чего-то действительно нового.
Ý Ý Ý
Итак, одиннадцать человек высказали мнение о газетах, которые они читали в уходящем году. Конечно, эти мнения не совпадают. И если мы опросим ещё сто одиннадцать человек или тысячу сто одиннадцать, вряд ли будет много совпадающих мнений. Девушки хотят читать о моде, им нужны психологические тесты, люди в возрасте больше интересуются политикой… Мне хотелось бы, чтобы было больше материалов о литературном процессе, о библиотеках. Но моих сторонников не так-то много. И как тут журналистам определять темы, которые были бы интересны большинству читателей? Но они всё же как-то умудряются это делать. И в уходящем годусумели это сделать, и в наступающем году, абсолютно уверена, журналисты будут находить интересные материалы, интересных героев, чтобы рассказать о них своим читателям.