Календарь теряет последние листки. Год перелистывает последние дни. Уже через неделю обо всём, что случилось нынче, мы будем говорить в прошедшем времени. Пораменять название рубрики«Событие недели» – на«Событие года» и«паковать багаж». И сожалеть о том, что при нашей неистребимой привычке кгромким словами превосходным степеняммногие события, решения и свершения мы пытаемсяоценить ещё до того, как онидали результат, и очень редко занимаемся серьёзными прогнозами. |
О "судьбоносности"
²Было в советские времена такое суперпопулярное словечко – «судьбоносный». Очень любили его употреблять коммунистические вожди разных калибров – от генерального секретаря коммунистической партии до секретаря малюсенькой комсомольской ячейки. Всё у нас называлось «судьбоносным» – и решение строить новую железную дорогу, и отправка студентов «на картошку», и обработка полей химикатами, после которой у всех пчеловодов в посёлке враз погибали все пчёлы. А – особенно – очередные решения очередного партийного съезда: то о приближении коммунизма, то об экономике, которая «должна быть экономной», то о начале «перестройки», закончить которую мы не можем до сих пор. Хотя живём в другой уже стране и строим уже другое «светлое будущее». Слово «судьбоносный» наши нынешние политики заменили на другое – «стратегический». Тоже всем знакомое, но менее понятное людям, на которых все стратегические (важные для достижения каких-то генеральных целей) решения отрабатываются.
Стратегия шока
²Внедрять «стратегию» начали с шоковой терапии. Пока народ привыкал к несоответствию наполнившихся прилавков и вмиг опустевших кошельков, у нас случилась приватизация, в результате которой за десятилетие появилась маленькая группа людей с очень большими деньгами. Настолько большими, что известным западным владельцам заводов, газет, пароходов пришлось потесниться: в списках самых богатых людей планеты прочно поселились фамилии россиян. Что от этого выиграло государство? В 2002 году Госдума попыталась посчитать. Вывод был такой: потери экономики страны оказались в два (!) раза больше, чем потери СССР за годы Великой Отечественной войны. В сегодняшних деньгах – 58 триллионов (!) рублей. На этом фоне уже не хочется сотрясать воздух вопросами о том, почему большая часть граждан страны едва сводит концы с концами, а власти не устают придумывать всё новые методики выявления бедных семей.
Анатолий Квашнин, полпред Президента России в Сибирском Федеральном округе, побывавший недавно в Туве, попенял местным руководителям, что не знают они, как живёт народ. Результат не замедлил сказаться: в некоторых сёлах, например, Кызыльского кожууна, сразу начали тотальную перепись принадлежащих гражданам овечек, огородов, ковров, мебельных гарнитуров и граблей. Только нет в математике такого правила, чтобы от пересчёта возрастали сумма и качество. Разве что появится лишняя строчка в отчётах о мероприятиях по борьбе с бедностью. А эта борьба тоже отнесена к стратегическим задачам, определённым нынче.
²Весь уходящий год прошёл под знаком выбора стратегии. Выбирать пришлось как на войне – подсвист пуль, под грохот взрывов, под плач и стоны, подсчитывая убитых, покалеченных, пропавших без вести. Москва, небо над Тулой, над Ростовом, Беслан – адресанашей боли и … причинареформ. Только бедазаставляетроссийскую власть и российское общество становиться решительными.
Среди стратегическихзадач – административная реформа, включающая в себя изменения структуры исполнительных органов власти: обещанное сокращение аппарата, слияние министерств, перераспределение управленческих функций. Определены и новые принципы избрания глав субъектов федерации: Президент России предлагает кандидатуры, региональные парламенты утверждают. Сейчас вся страна обсуждает: кто из отцов-губернаторовостанется в милости у главы государства. Судя по всему, торг идётвовсю. Законо новом порядке избрания региональных лидеров«Российская газета» опубликовала 15 декабря. Комментарий на первой полосеснабжёнфотографией, на которой запечатленыну очень озабоченные губернаторы. Среди них – иПредседатель ПравительстваТувы Шериг-оол Ооржак.
Наши будущие будни
²С 1 января 2005 годавступает в силу законодательный акт, который уже все привычно именуют «закон № 122». Наверное, глава государства справедливо рассудил, что при подготовке к реализации этого закона прежде всего надо позаботиться о самых незащищённых – инвалидах и ветеранах, которые вместо льгот с нового года начнут получать денежную компенсацию. За составлением федерального списка льготников страна могла наблюдать, получая еженедельные сводки. Последние данные – на 15 декабря, в этом списке14 миллионов человек.
Но сколько человек в другом списке – ветеранов труда – гражданам неизвестно. Всё очень просто: заботу о тех, кто дожил до корочек «ветерана труда», но не «дотянул» до инвалидности, переложили на регионы. Переложили, между прочим, с помощью депутатов, представляющих в парламенте страны края, области и республики. Не сообщив, из каких средств регионы будут обеспечивать ветеранам труда заменульгот на деньги. Правда, регионам обещана помощь, но её, как правило, надо ещё попросить…
²Но это далеко не все новшества, которые нам предстоит пережить. Зарплата региональных бюджетников – это теперь тоже забота региона. И содержание образовательных учреждений. И муниципалитеты при деле: финансирование муниципальных учреждений образования и медицины – их кровная забота.
В Кызыле, например, ломают голову, за счёт чего финансировать детские сады, на какую сумму увеличится родительская плата. В таких же раздумьях находятсяместные администрации в Читинской области, на Алтае, в других дотационныхрегионах. В бюджете страны на следующий год– всё в порядке; бюджеты городов и весей – как большой тулуп из маленькой овчинки.Даже в проектах и расчётах. Уже сейчас в администрации Кызыла, например, не скрывают, что городу и горожанам придётся туго.
²В медицине – страсти не менее крутые. В начале этой недели вмешаться в них вынужден был глава государства: попросил министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова «выражаться поаккуратнее». Тот во время своей недавней поездки по регионам успел заявить, что лечение в стационарах не стоит затягивать: пять дней – и хватит. Как всегда, по версии министра, оказались виноваты журналисты – не так передали его мысль. Он-де всего лишь хотел сказать, что при хорошей оснащённости больниц оборудованием, при наличии эффективных лекарств, соответствующем уходе выздоравливать полагается быстрее. Зря министр так погорячился. Выдал государственную тайну: количество платных услуг в лечебных учреждениях в следующем году увеличится. Уже сейчас план по этим услугам имеет каждое из них. У нас даже за довольно грязный халат, который выдают для посещения больного, надо платить. И за физраствор, и за препараты для диагностики. Так что планы дальние.
²Стратегические новости из Москвы весь год шли сплошным потоком. Реорганизованы крупные министерства и ведомства. В Думе всё откладывается рассмотрение отчёта Счётной палаты об итогах десятилетнего процесса приватизации. Продан на аукционе «Юганскнефтегаз», причём, кто стоит за покупателем – неизвестно. В новом году ожидается продажа ещё нескольких крупнейших компаний. Госдума определилась, каким будет размер минимальной оплаты труда: с января 2005 года – 720 рублей, с 1 сентября – 800 рублей, с 1 мая 2006 года – 1100 рублей. Утверждён список бесплатных лекарств для льготников. Решено, где будут получать свою денежную компенсацию «засекреченные» льготники из силовых ведомств – по месту службы.
Сегодняшнего номера не хватит, чтобы перечислить все события, которые разворачиваются в стране при подготовке к жизни в новых экономических и политических условиях.
По местному времени
²Происходящее в Туве, субъекте Российской Федерации, на этом фоне вызывает огромное количество вопросов. Административная реформа? Признаки реформы, известные населению, – пока только в разговорах о страхе сотрудников аппарата правительства перед предстоящими возможными увольнениями. У нас по-прежнему отдельно существуют министерство здравоохранения и министерство труда и социального развития.Уже в декабре назначен новый здравоохранительный министр – Борис Кудерек, возглавлявший до недавнего времени комитет в Законодательной палате Великого Хурала РТ, а ещё раньше – тот же Минздрав (с должности министра был снят за финансовые злоупотребления).
²По-прежнему в ожидании своей участи – министерство образования и министерство кадровой политики. И кто сейчас может ответить на вопросы родителей о том, сколько придётся платить за обучение в школе, в лицее, в гимназии? Ждём, когда само рассосётся? Но не «рассосалось» же с ветеринарной службой, которую всё надеялись оставить на федеральном бюджете. Итог: работа службы почти полностью парализована, люди сидят без дела и зарплаты. Это в животноводческой республике!
²Куда шагнёт экономика республики? Спросить сейчас не у кого. В самый разгар подготовки бюджета, 10 декабря,Светлана Саповаосвобождена от «исполнения обязанностей…», назначена советником главы Правительства. Назначен новый и.о. министра экономики – Галина Балакина.Затянувшийся процесс с «исполняющими обязанности министра»грозит выдать «на гора» нечто, «исполняющее обязанности экономики». При этом абсолютное большинство членов правительства и депутатов парламента, точнее, их семьи, кровно заинтересованы в развитии бизнеса. И оба первых заместителя главы Правительства – Шолбан Кара-оол и Александр Брокерт, и министр Александр Свинцов, и депутаты Роман Монгуш, Сергей Сафрин, Владимир Орус-оол, Хонук-оол Монгуш,… список можно продолжать.
Но вот что странно: вместо информации о событиях, касающихся бюджета, административной реформы, новых шагах и решениях, направленных на развитие экономики, жители республики вынужденывесь декабрь постигать тонкости скандала в Великом Хурале, случившегося в начале месяца. И гадать, кто кого побил – то ли Председатель Законодательной палаты Василий Оюн – депутата Романа Монгуша, то ли наоборот Роман Монгуш – ВасилияОюна. Хотясамо по себе происшествие очень симптоматично: властям не до нас, друг с другом дерутся. Нам остаётся переваривать бодрые сообщения о том, что на очередном заседании правительства состоялся очередной оживлённый обмен мнениями по реализации федерального закона о монетизации льгот. Оказывается, что за 10 (!) дней до нового года ещё добрая треть необходимых законодательных актов ещё ждёт экспертизы (читай – не прошла через парламент, не принята им). И «надо бы с этой работой поторопиться…».
Мывновь пытаемся федеральные законы приспособить к нашему тувинскому времени и нашим «особенностям». А это значит,что наш очередной полёт в неизведанноемы сознательно осложняем. Сами.