газета «Центр Азии» №47 (26 ноября — 3 декабря 2004)
Закон и общество

БЮДЖЕТНЫЙ ШОК

26 ноября 2004 г.

Новые реалии России диктуют нам новые житейские истины – бюджетное место перестаёт быть «тёплым», надеяться на государственное обеспечение уже не приходится, деньги надо зарабатывать самим.

Чтобы эта основная истина рыночной экономики стала более понятной, в дотационных регионах была устроена «шоковая терапия» в виде разделения финансовых полномочий между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением. Для Тувы, где вся жизнь «кипит» вокруг бюджета, шок особенно ощутим.

В Законодательной палате Великого Хурала на последних сессионных заседаниях рассматриваются республиканские законы, в которых отражаются обязательства республики по выплате социальных льгот. Основная концепция этих обязательств – социальную поддержку государства будут получать граждане, отнесённые к малообеспеченным и социально незащищённым.

В первом чтении принят закон «О прожиточном минимуме в РТ». Прожиточный минимум предлагается установить в размере 2602 рубля 45 копеек. Граждане, среднедушевой доход которых ниже этого уровня, будут отнесены к категории малоимущих и будут иметь право на социальную поддержку государства.

Один из самых острых вопросов – выплата детских пособий. После того, как федеральный центр отказался их выплачивать, это стало обязанностью регионов. Закон Республики Тыва «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» принят в первом чтении на последнем сессионном заседании 22 ноября.

Детские пособия будут получат семьи, отнесённые к категории малообеспеченных. Базовое пособие составляет 70 рублей плюс «северные» надбавки. На сто процентов увеличивается пособие для одиноких матерей, на 50 процентов – на детей, родители которых уклоняются от алиментов, на детей военнослужащих. Сейчас детские пособия получают порядка 88 тысяч детей, в 2005 году планируется, что их будет не менее 95 тысяч, причём, детей одиноких матерей – более 20 тысяч. Расходы республиканского бюджета в 2005 году на выплату детских пособий составят около 140 миллионов рублей. И депутаты, и правительство понимают, что бюджетное обеспечение выплаты детских пособий будет нелёгким.

В число социальных льгот, переданных регионам, входит социальная помощь беременным, кормящим матерям и детям раннего возраста. Соответствующий закон принят в первом чтении.

Минздрав республики изучил здоровье и социальный статус 2453 беременных женщин. Установлено, что 40 процентов из них имеют низкий социальный уровень жизни, более 38 процентов – не работают, 16,4 – матери-одиночки. Анализ состояния здоровья беременных выявил, что 51,5 процентов имеют анемию, 43 процента – сопутствующие заболевания, у 33 процентов беременность протекает с осложнениями. Таким образом, почти все состоящие на учёте по беременности женщины относятся к той или иной социально неблагополучной группе или имеют хронические заболевания. В законе прописано, что обеспечивать дополнительное льготное кормление должны органы местного самоуправления. На это дополнительно понадобится более 22 миллионов рублей.

Расходы республиканского бюджета на организацию ветеринарной службы и содержание 378 ветеринаров и пяти лабораторий составят порядка 40 миллионов рублей. Ветеринары, пожалуй, будут одними из первых, кого постепенно будут выводить из бюджетной сферы. Согласно новому республиканскому закону «О ветеринарии» им предложили фактически хозрасчёт. Статья 14 определяет, что материально-техническое обеспечение Управления ветеринарии РТ осуществляется на 50 процентов за счёт республиканского бюджета, и на 50 процентов – за счёт доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности самой ветеринарной службы.

При этом председатель аграрного комитета Законодательной палаты Виктор Молин отметил, что в республике должна развиваться частная ветеринарная практика, так как на 1 октября 2004 года в республике насчитывается 1 миллион 154 тысячи голов скота всех видов, из них 708 тысяч – личный скот. Из республиканского бюджета финансирование получат пять ветеринарных лабораторий.

Социальная поддержка детей-сирот, профтехобразование, гражданская оборона и ГИБДД – все это требует самостоятельного бюджетного финансирования республики. Неясной до сих пор остается возможность финансирования льгот для ветеранов труда.

Впрочем, неясным остаётся многое, так как проект бюджета 2005 года до сих пор правительством не представлен в республиканский парламент. Как обычно, Тува остаётся в числе немногих регионов, не определившихся с бюджетом на следующий год.

Марина ЧАНЗАН
http://www.centerasia.ru/issue/2004/47/1337-bjudzhetnyjj-shok.html