В Туве продолжают оплакивать погибших во время пожара в кызыльском общежитии на улице Паротурбинной. С той страшной ночи прошло уже больше двух недель, но кто сейчас может сказать, с какого момента люди перестанут оценивать происходящее не через призму беды, постигшей республику в ночь с 9 на 10 ноября. Жизнь продолжается, работают предприятия, учреждения, курсируют автобусы и такси, под вечер многолюдно в магазинах, дети начинают писать письма Деду Морозу. |
Но все разговоры – обстоятельные или мимолётные – в конце концов сводятся к одному: почему всё случилось именно так, где гарантия, что подобная беда не повторится? И дальше – какой должна быть власть, чтобы люди, укладываясь спать, могли быть уверены, что с ними ничего не случится? Какими должны быть все мы?
На этом фоне – два события федерального масштаба, причём, абсолютно совпадающие по времени. 18 ноября Президент России Владимир Путин дал интервью трём российским телекомпаниям сразу. Речь шла и об изменении системы выборов губернаторов (глав исполнительной власти субъектов федерации), и о реформировании правоохранительных структур, и о судьбе муниципальной власти и о возможности внесения изменений в основной закон страны.
Собственно говоря, последние два с половиной месяца именно эти вопросы обсуждаются в обществе непрерывно – с момента обращения Президента к гражданам страны в дни бесланской трагедии. К сожалению, печальная поговорка: «Пока гром не грянет…» в нашей стране применима и к «низам», и к «верхам». Именно сентябрьский Беслан, по словам В. Путина, стал той каплей, которая заставила понять, что «Мы должны создать такую систему власти и управления в стране, которая бы не позволила …раскачать наше общество и государство и обрушить наши государственные структуры. Мы должны создать такую систему властей, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и кровно связана с общенациональными интересами».
Следующее высказывание главы государства – о больной теме, которая не раз уже стихийно обсуждалась и у нас в республике во время выборов в республиканский парламент. Но ни разу никто из официальных лиц не попытался внятно по этой проблеме высказаться. Слишком деликатна и сложна она. Вот что сказал Владимир Путин: «К сожалению, во многих субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, выборы часто идут по этническому принципу. Избирают человека не только по личным и деловым качествам. Потому что нет у нас развитого гражданского общества и нет реально функционирующей многопартийной системы, где все этнические, экономические, религиозные отношения… переплавлялись бы в одном котле. Но когда мы говорим, что выборы идут по этническому принципу, я всё-таки позволю себе утверждать, что это только на поверхности. На самом деле речь идёт об экономической борьбе местных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности».
И последнее –ответ на вопрос о главном интересе российского общества: «Давайте поговорим об интересах конкретных граждан, которые составляют это общество. Наши граждане хотятжить достойно сегодня и хотят … быть уверенными в том, что есть будущее у наших детей».
Анатолий Квашнин (на снимке), полномочный представитель президента в Сибирском Федеральном округе, который как раз 18 ноября прибыл в Туву с первым после своего назначения официальным визитом, судя по его встречам в республике, уже усвоил эту мысль Президента России. Сразу же по прилёту в Кызыл он отправился к месту пожара – к пепелищу на улице Паротурбинной, возложил венок и цветы, почтил память погибших минутой молчания. На следующий день встретился с оставшимися в живых жильцами. По свидетельству сопровождавших полпреда новосибирских журналистов, это была самая продолжительная беседа в Туве, если не считать, конечно, встречи в Доме Правительства РТ.
Побывал Анатолий Квашнин на угольном разрезе, на ТЭЦ, в администрации посёлка Сукпак и сделал вывод: «Основными проблемами Республики Тыва являются высокая дотационность бюджета, слабое развитие транспортных коммуникаций, высокий уровень безработицы и нехватка жилья». По крайней мере, так сказано в пресс-релизе окружного информационного центра.
Услышать эти слова из уст самого полпреда не удалось. Пресс-конференция, назначенная на 15 часов 19 декабря не состоялась. После полутора часов ожидания журналисты буквально на бегу, в фойе, услышали от полпреда, что на затянувшемся на несколько часов и закрытом для прессы расширенном заседании Правительства РТ было рассмотрено «социально-экономическое положение Тувы и пути её дальнейшего развития». Об этих путях жителям республики остаётся только догадываться: полпред лишил себя возможности пообщаться с конкретными гражданами через СМИ.
А за срыв пресс-конференции и полуторачасовое ожидание под дверью, в том числе ветеранов тувинской журналистики, перед ними никто не извинился: ни сам полпред, ни сопровождающие его лица.
Вот такая вертикаль.