газета «Центр Азии» №45 (12 — 19 ноября 2004)
Мысли вслух

ПОСЛЕДНИЙ ПРАЗДНИК?

12 ноября 2004 г.

²Зачем я пошла 7 ноября на митинг к памятнику Ленину? Ведь знала, что ничего нового не увижу и не услышу, только в очередной раз станет больно и грустно за наших ветеранов. Так и получилось. В одном только я ошиблась: стало ещё больней. Потому что этот скромный,по сравнению с прежними – до 1991 года –пышнымидемонстрациями,праздник может стать для них последним.

В Госдуме по инициативе группы депутатов (здесь не обошлось без Владимира Жириновского) рассматривается законопроект об изменении перечня праздничных дней. Для этого надо внести изменения в статью 112 Трудового Кодекса Российской Федерации. Именно эта статья определяет сегодня, что и когда нам праздновать. Сегодня нерабочими праздничными днями в России являются:

1 и 2 января – Новый год;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 и 2 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России;

7 ноября – годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения;

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Планируется сократить количество праздников с девяти до восьми, одновременно увеличив количество нерабочих праздничных дней в году с одиннадцати до двенадцати. Пять дат остаются без изменений: 7 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 12 июня. Первомай сокращается наполовину – нерабочий день только 1 мая (проблема для дачников-огородников, которые именно эти выходные дни и посвящали борьбе за будущий урожай). Зато Новый год увеличивается и переименовывается в Новогодние каникулы – с 1 по 5 января. 12 декабря предлагается упразднить.

Предлагается полностьювычеркнуть из списка праздников и 7 ноября. А вместо него учредить новый праздник – 4 ноября и назвать его Днём национального (народного)единства. Дата взята из семнадцатого века –из времён земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, возглавивших народное ополчение против польско-литовского владычества.4 ноября 1612 годаМосква была освобождена от польско-литовских войск, впрочем, разные историческиеисточники называют разные даты, поэтому4 ноября выбрано, как день окончания смутного времени.

Предполагается, что именно эта дата и должна воплотить в себя идею единства, так необходимого сегодня России – вместо «не оправдавшего себя» 7 ноября. День Великой Октябрьской Социалистической революции, хоть и был красиво переименован в День согласия и примирения, однако, по мнению поддерживающих идею упразднения праздника думцев, в этом качестве никем не принимается: никакого согласияи примирения не получается, сторонники и противники президента и реформ выходят 7 ноября под разными флагами и разными колоннами.

² Мысль понятна. Только можно ли добиться единства и осознания общей национальной идеи, которую, впрочем, никто до сих пор так ине может чётко сформулировать на государственном уровне, таким лёгким способом: просто зачеркнуть в календаре один праздник и вписать другой? Что-то слишком уж легко получается.

Впрочем, опыт показывает: переписать историю совсем не трудно. После 1917 года заново переписали все учебники, и новые революционные дети зубрили уже новых вождей и другую историю страны. Потом из этих учебников организованным порядком вымарывались строчки и вырывались портреты ставших«врагами». Потом снова писались новые учебники. Оказывается, это так просто: научить забывать. Я наивнополагала, что хотя бы лет пятьдесят нужно для этого, чтобы полностью сменились поколения. Нет, даже тринадцатилет, начиная с 1991 года,хватило, чтобы порвать ту самую связь поколений.

Сегодня наши дети не знают тех книг, на которых воспитывались мы. «Павел Корчагин –друг Олега Кошевого», – это ещё самый глубокий ответ, который удалось услышать мне, когда попыталась выяснить что-то по поводу книг«Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия». Слово «идея» и «идеал» благополучно забыты. И в школах уже не задают сочинений «На кого я хочу быть похожим».

Октябрятские звёздочки, пионерские галстуки и комсомольские значки уже становятся музейными экспонатами. В октябре в нашем краеведческом музее открылась выставка, посвящённаяюбилею замечательного человека, много лет отдавшего воспитанию школьников, пионерской и комсомольской работе – Ензаны Пала. На ней экспонировались и бережно сохранённые Ензаной Дмитриевной октябрятские звёздочки, пионерские галстуки.

«А как это носить изавязывать? И зачем?» – ужене могут понять сегодняшние школьники. Васёк Трубачёв и Тимур со своей командой – это для них уже что-то из модного сейчас жанра фэнтэзи. Впрошлом – и романтикапионерских костров,парадов,факельных шествий, и пионерские лагеря (для всех, бесплатно!), и «Зарница», и «Кожаный мяч», и азартныйсбор металлолома – чья куча будет больше, и даже «проработки» на пионерских сборах и комсомольских собраниях. Мы, подрастая, были все вместе: в октябрятской звёздочке, пионерском отряде, комсомольской «первичке».Мы знали, что кому-то нужны.Теперь наши дети – каждый сам за себя. И никому, по большому счёту, не нужны. Кроме милиции.

² Да, очень легко и быстро можно забыть всё. И праздники новые придумать, и старые отменить. Только, я считаю, намного мудрей Владимира Вольфовича оказалась в этом вопросе Светлана Михайловна Ощепкова, директор кызыльскоголицея № 15.

Ежегодно школа обязательно поздравляет живущих в её микрорайоне ветеранов с Днём Победы. А в этом году впервые решили поздравить и с днём 7 ноября: вдруг, действительно, этот праздник последним для пожилых людей окажется?

Плитка шоколада «Российский», открытка с тёплыми словами – старики были растроганы этими принесёнными детьми прямо на дом немудрёными подарками. Их помнят, их уважают. И уважают их праздник, в котором нет уже давно для них никакой политики. А есть только память. Память о прожитой жизни. И нельзя лишать стариков этой памяти.

…Не знаю, как там в Москве –ниразу не довелось быть там 7 ноября, а у нас в Кызыле маленький митинг – около ста двадцати человек – вэтот день прошёл без всякой особой политики. Нет, конечно то, что положено по линии компартии было сделано: красный флаг под Ленинымразвёрнут, поздравление Зюганова прочитано, первыйсекретарь рескома КПСС Алдын-оол Канзай выступил, лидер кызыльских коммунистов Степан Григорьев, Григорий Ширшин – тоже.

Только политические эти речи как бы мимо ушей пролетали. Не для этих речей, поняла я, пришли сюда этипожилые люди, многих из которых я прекрасно знала – о многих доводилось писать за годы работы. Для них это место и этот день – место встречи, традиция их жизни. Трудной трудовой и военной жизни. «Сотрут этот праздник, и нам негде будет встретиться», – с горечью говорили они друг другу.

И когда закончился двадцатичетырехминутный митинг – больше старикам и не выдержать было бы на холоде – они не спешили разойтись. Разговаривали, общались, обменивались новостями – хорошими и грустными. Увы, грустного больше: вот и ещё кто-то из их сверстников ушёл из жизни…И Степан Григорьев, ужесвернув красное знамя, сказалАлдын-оолу Канзаю: «Подожди, не уходи. Люди ещё не разошлись. Неудобно».

А над площадью звучала специально заказанная для 7 ноября «Песня о тревожной молодости». Их песня.

 

Забота у нас такая,

Работа наша простая:

Жила бы страна родная,

И нету других забот.

 

И снег, и ветер,

И звёзд ночной полёт.

Меня моё сердце

В тревожную даль зовёт…

² Пришла домой. Включила телевизор. Все праздничные дни назойливо лезла в глаза Верка Сердючка. Верх пошлости, тупости и полного идиотизма – бабомужик с вульгарными ухватками и«Читой-дритой». Герой дня со своей«песней века» – народноедостояние…

Надежда АНТУФЬЕВА
Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2004/45/1310-poslednijj-prazdnik.html