газета «Центр Азии» №43 (1 — 8 ноября 2004)
Культурная жизнь

И СТРОИМ ХРАМЫ, И ПЬЁМ – ПО СВОЕЙ ВОЛЕ

1 ноября 2004 г.

 

ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ

В номере 44 «Тыванын аныяктары» Галина Маспык-оол пишет о субургане, который будут строить в Барун-Хемчикском кожууне. В её материале «Заброшенные стоянки обретут хозяина» излагается достаточно типичная для Тувы история. В 1949 году в Барун-Хемчикском кожууне появился колхоз «Пятилетие Советской Тувы», директором его стал простой арат Баир-оол Монгуш, которого избрали односельчане. В 1961 году колхоз переименовали в «Дон-Терезин». У Баир-оола Монгуша, ветерана труда, было 11 детей, все очень трудолюбивые, они помогали отцу в работе.

В этом году колхоз отмечает своё пятидесятипятилетие, благодарные земляки увековечили имя первого директора колхоза в названии улицы, а один из его сыновей стал инициатором построения субургана в Дон-Терезине, он же выбрал и место для этого культового сооружения. А. Маркс-оол, председатель кожууной администрации, уверен в том, что с построением субургана жизнь дон-терезинцев изменится, люди будут более законопослушны, будет меньше пьянства и преступлений. Он выразил уверенность в том, что в построении субургана будет участвовать каждая семья.

(Прим. авт.: субурган – буддийское (ламаистское) культовое сооружение, хранящеесвященные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии. Основной объём субургана в виде перевёрнутого котелка (реже колокола)располагается на высоком основании и увенчивается шпилем. Любители таких фильмов, как «Семь лет в Тибете» и «Мортал комбат» могут себе представить, что это такое. Действительно, похоже на перевёрнутый колокольчик с высокой ручкой).

Тувинская правда 19 октября опубликовала заметку Вячеслава Бузыкаева «…И воссиял золотой купол» – о монтаже купола и креста на православной часовне при строящемся православном храме. Монтаж купола производили специалисты челябинского ООО «Марион», все три специалиста – мусульмане. «Мусульмане по совести, они благоговейно относятся к делу рук своих – святым атрибутам православия», – пишет автор.

(Прим. авт.: часовня – небольшая христианская культовая постройка без помещения дляалтаря.Алтарь в христианских храмах – столы («престолы») длясовершения таинства, в католических – декоративные стенки. Алтарём называют также всю восточную часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. – иконостасом).

 

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И НЕ ТОЛЬКО

Нравственный закон, который несёт религия, пожалуй, необходимое условие для развития личности. А вот с преступностью бороться с помощью одних только культовых сооружений пока не получается.

И молодежь это понимает. В том же номере «Тувинской правды» от 19 октября – заметка «Растут ряды волонтёров» Ураны Койгунмай. Она пишет, что волонтёры патрулируют улицы, читают лекции в школах по профилактике правонарушений…

Много внимания газеты уделяют антитеррористической работе. Пишут о том, что школы стали охранять от террористов, в результате школы стали лучше охраняться от местных жуликов и прочих преступников. Если борьба с преступностью как таковой неэффективна, давайте бороться со всеми преступниками, как с террористами, всё толк будет.

Немало горя принёсТуве алкоголь. Можно писать об этом в каждом номере, можно молиться о том, чтобы люди перестали пить, а получится ли?

Василий Кривдик в «Тувинской правде», в номере от 23 октября, пишет о незаконной реализации спиртного: «Бизнес на слезах…». «Жидкость, которую бизнесмен реализовывал людям, была ядовитой, и не пригодной для питья», – пишет автор.Однако, из одной торговой точки, через одно окно, продавалось и затем выпивалось около ста литров этой отравы в сутки.Интересно, что одна из свидетельниц показала, что она отоваривается здесь уже около полутора лет.

Велик и силён человек. Его полтора года травят, а он живёт. Причем, пьёт отраву по своей воле, покупая ее на свои деньги. И думает при этом, что он бессмертен.

Но не всегда это заканчивается просто похмельем, в прошлом году от отравления суррогатами в Туве умерли 327 человек, в этом году за девять месяцев – 186. А если к этой сумме ещё добавить умышленно убитых и скончавшихся от нанесениятяжких телесных повреждений? Не секрет, что 70 процентов преступлений совершаются в состоянии опьянения.

Во всём прав Василий Кривдик, кроме одного. Эти мелкие вредители и отравители недалеко ушли от того, что делает государство, на самой что ни на есть законной основе. Государство выдает лицензии на торговлю спиртным, на государственных заводах производится спиртное. Хозяин «Тойоты-Калдины», о котором пишется в «Тувинской правде» от 21 октября в материале «Пьянство – причина жертв и травм», вряд ли отоваривался в подозрительном месте и пилсуррогат. Но один из тех, на кого он совершил наезд, умер на месте, а другой доставленв больницу с переломом бедра.

Предположим, на одну только секундочку предположим,что выведут всех спиртоносов, самогонщиков и прочих отравителей. Кого будем винить во всех бедах? Государство? Государственных чиновников, которые суть только винтики государственного механизма?

 

МЫ ЛЮБИМ СВОИХ ЧИНОВНИКОВ

Кстати, о чиновниках, и о нашем отношении к ним. Мы ругаем власть только на кухнях. Нет, мы можем ругать власть, как таковую, ругать президента России, каких-то «самых главных» чиновников. Но тех, кто рядом – мы любим. И боимся обидеть.

«Вести Кызыла» в номере 42 попытались сделать это, опубликовав письмо одной из жительниц Кызыла. Вот, скажите, в чем разница между пожилой одинокой пенсионеркой и молодым энергичным министром? А разница в том, что если пенсионерка не заплатит за свет и тепло, её отключат от благ цивилизации, а любимых чиновников никто ни за что не отключит. Хотя возможности оплатить у чиновников явно больше, но это не будет приниматься во внимание.

Редакция решила, что всё это требует дополнительной проверки, пообещала продолжить разговор на эту тему.

А «Тувинская правда» опубликовала информацию пресс-службы ОАО «Тываэнерго» с перечислением фамилий начальников-задолжников. Список достаточно большой, жалко только, что не указаны занимаемые этими людьми должности.

Ирина КАЧАН
http://www.centerasia.ru/issue/2004/43/1290-i-stroim-khramy-i-pjom-po-svoejj-vole.html