Неизвестный широкой публике советник организационного управления Законодательной палаты Великого Хурала РТ, учитель физики по образованию Мерген Самбала, ставший чиновником четыре года назад, решил посостязаться с Людмилой Нарусовой. Случилось это 14 октября во время совместного заседания обеих палат Великого Хурала, на котором рассматривался вопрос об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ – представителя Великого Хурала Республики Тыва. |
Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»член Совета Федерации – представитель двухпалатного парламента (а у нас в Туве он как раз двухпалатный) избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока её полномочий. В октябре 2002 года кандидатуру Людмилы Нарусовой выдвигала Палата представителей Великого Хурала. Спустя два года то же самое сделала Законодательная палата.
Как и в 2002 году, тувинский парламент поддержал Людмилу Нарусову (24 голоса «за» – от Законодательной палаты, 74 – от Палаты представителей), доверив ей представлять в Совете Федерации законодательную (представительную) власть Тувы. Как и два года назад, серьёзных вопросов во время совместного заседания ей не задавали (всё успели обсудить накануне, без присутствия прессы – на различных встречах и заседаниях парламентских комитетов). Как и два года назад, глава правительства республики Шериг-оол Ооржак твёрдо высказался в поддержку Людмилы Борисовны, хотя вряд ли ему были приятны несколько раз повторённые ею слова об унизительной дотационности республики.
Как и два года назад, держалась Нарусова уверенно и строго, улыбка на её лице появилась только дважды: первый раз – когда депутаты тайно голосовали, а она общалась со своим оппонентом, второй – когда её сенаторские полномочия были продлены, и спикер Законодательной палаты Василий Оюн вручал ей букет цветов.
И причёска у нового-старого сенатора была та же, и костюм – тот же, добавилось только украшение из бисера.
Зато другим было выступление Людмилы Нарусовой, переставшей, по её словам, «быть тёмной лошадкой» для тувинского общества. Она говорила о том, что удалось сделать за два года работы в Совете Федерации. В активе – работа над четырнадцатью конституционными федеральными законами, пятисот пятью федеральными законами; 210 писем и обращений, направленных в федеральные министерства и ведомства, в Правительство России, в администрацию Президента России. С участием сенатора Нарусовой решены вопросы, касающиеся увеличения численности лесников в Туве на 120 человек, результат не замедлил сказаться – в два раза сократилось количество пожаров. Кроме того, создано самостоятельное предприятие М-54 «Енисей», обслуживающее участок федеральной трассы. За два года удалось существенно улучшить качество автомобильных дорог.
Вопрос о строительстве железной дороги (эту идею Нарусова поддержала с первых шагов своего сенаторства в 2002 году) уже приобретает реальные очертания. Дорога включена в программу развития транспортной сети России. Разрабатывается, причём, как государственный заказ, технико-экономическое обоснование проекта, до конца октября документ должен быть представлен правительству республики. В планах – участие в подготовке постановления Правительства России по строительству железной дороги, защита интересов республики во время принятия бюджета страны. Цена вопроса – более четырёхсот миллионов рублей: именно этой суммы в бюджете республики 2005 года не хватает на повышение зарплаты бюджетникам.
Ещё один проект, который, по мнению сенатора, поможет Туве уйти от дотационности – разработка в Туве месторождения коксующихся углей. Сроки реализации предельно сжатые: до мая 2005 года – разработка и принятие постановления Правительства РФ, 2006 год – начало строительство шахт. На наш уголёк, оказывается, «есть уже заявки от Магнитогорска, от предприятий Украины», а «промышленность испытывает острейший дефицит коксующихся углей».
Выступивший следом оппонент – ещё один кандидат на сенаторское кресло Мерген Самбала – сказал всего несколько фраз, но очень чётких и заставивших измениться в лице представителей политического бомонда.
– Кому достанутся рабочие места на новых предприятиях (прим. авт.: на шахтах и железной дороге)? В наших училищахэтим профессиям не обучают. Это значит, что к нам приедут рабочие со стороны, а тувинцы будут носить шпалы…
Для человека, которого воспринимали не иначе как«формального соперника», заявление более чем серьёзное. Не случайно глава правительства, на лице которого за всё время заседания не дрогнул ни один мускул, сказал: «Будем определяться по Самбала. Растёт хороший политик». Что касается политического будущего Мергена Самбала – Шериг-оолу Ооржаку, конечно, виднее, но от себя могу добавить – советник оргуправления, по крайней мере, читает проходящие через парламент документы: качество, похвастать которым могут, к сожалению, далеко не все наши политики. Прибавьте к этому умение чётко сформулировать свою мысль и не побояться её высказать – и вы поймёте, почему в кулуарах журналисты, которым нередко приходиться общаться с представителями власти, окружили «формального оппонента» Нарусовой. А сама Людмила Борисовна ужево время пресс-конференции, отвечая на вопросы корреспондента «ЦА», подтвердила, что проблема, затронутая Мергеном Самбала, чрезвычайно сложна, и что она будет прорабатывать пути её решения.
На этой же пресс-конференции прозвучало и сенсационное заявление сенатора, которое уже неделю обсуждают в республике –о том, что надо проводить сбор конопли для лекарственных целей и для экспорта в страны, где наркотики легально продаются. Обсуждают, громко удивляются. То ли ещё будет, учитывая напор и пробивные способности сенатора. Не зря Виталий Вальков, заместитель председателя Законодательной палаты, заявил, выступая перед депутатами: «Нам нужны такие лоббисты как Нарусова. Сенатор – женщина для нас предпочтительнее». Дожили до равноправия!
Фото Виктории Ховалыг и Виталия Шайфулина.
Законодательной палаты парламента Василия Оюна.