газета «Центр Азии» №36 (11 — 18 сентября 2004)
Конкурс

ТОГДА ВСЕ БЫЛИ ДРУЖНЫ

11 сентября 2004 г.

ФОТОПАМЯТЬ: ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ РОДИНЫ


Конкурс «Фотопамять», объявленный «Центром Азии», заставил по-особому взглянуть на старые фотографии, которых у нас достаточно много. Рассматриваешь их и вдруг понимаешь, что наши родители, выполняя свою ежедневную, трудную работу, вместе с другими меняли и строили новую республику, и что благодаря таким труженикам мы сейчас живём в современной Туве.

Мои родители, Борис Елизарович и Мария Емельяновна, учились в годы войны в Томске: папа – в медицинском институте, мама – в педагогическом. Познакомил их друг, привёз папу в общежитие педагогического института. Шла война, общежитие не отапливалась, и папа украдкой добывал доски и приносил в комнату мамы, она и её подруги грелись у печурки и варили незамысловатую пищу. Красивые старинные открытки они обменивали на хлеб.

После окончания институтов родители поженились и приехали работать на родину папы, в Минусинск. Он работал главным санитарным врачом Минусинского района, а мама не работала – родилась я. Папе одному пришлось кормить большое семейство, так как с нами жили: тетя Шура с двумя дочерьми (её муж погиб на фронте) и ещё два папиных брата. Семья еле сводила концы с концами.

В 1947 году папа решил уехать в Туву, здесь жизнь была другая: с продуктами и одеждой проблем было меньше. Заведующим областным здравотделом работал тогда великолепный врач и организатор здравоохранения Сергей Агбанович Серекей, он и направил папу главным врачом в Каа-Хемскую районную больницу.

Вот что папа писал о начале трудовой деятельности в Туве: «Небольшое одноэтажное здание районной больницы в Сарыг-Сепе состояло из восьми комнат. В одной комнате была кухня, в другой – аптека, в третьей вёлся амбулаторный прием. Здесь же проводили все процедуры. Не хватало инструментов, приборов, да и места было мало: больница была рассчитана всего на 25 кроватей. Во время вспышек инфекционных заболеваний нам приходилось перегораживать коридор и устраивать дополнительные палаты для больных.

Хорошо помню, с каким трудом мы ставили прививки, особенно против дифтерии. Некоторые религиозные родители вообще не допускали медсестёр к своим детям, иногда мы почти насильно делали уколы. Работали у нас четыре медсестры, из них только одна со средним специальным образованием, работали четыре санитарки. Врач – я один на весь район. Мы ездили по сёлам, чабанским стоянкам. Нередко принимали больных прямо в юртах и в поле. Иногда чуть ли не под телегой... Самое главное – нам не хватало специалистов. Я до сих пор испытываю огромную благодарность к старейшему врачу республики Галине Ивановне Федорович, которая многому меня научила.

В свободное время много читал специальной литературы – по глазным, детским заболеваниям, болезням уха, горла, носа, Всё приходилось лечить, только в самых тяжёлых или непонятных случаях отправлял больного в Кызыл.

Но меня, как главного врача районной больницы, волновали и другие проблемы, например, почему такое большое количество гинекологических больных поступало из Медведевки (Кок-Хаак) и Даниловки (Дерзиг-Аксы). С большим трудом выяснил фамилии «знахарок» и «повитух», потом вместе с начальником милиции Яковом Николаевичем Филимоновым поехали в эти села. До сих пор помню этот «рейд». Конфискованные вещественные доказательства полностью разоблачили преступниц.

Моим главным помощником была фельдшер Валентина Николаевна Урюпина, грамотный специалист, очень отзывчивая и внимательная к больным. И когда я ехал на вызов, то со спокойной душой на неё оставлял больницу. Гораздо труднее, чем нам, приходилось тем медикам, что работали в восьми медпунктах района и участковой больнице на прииске Харал. В медпунктах было по одному человеку и половина из них – медсестры-практики.

В 1948 году в район, после шестимесячных курсов медсестёр, приехали пятнадцать человек. В это же время нам выделили деньги на покупку дома под женскую консультацию. Дом купили в Дерзиг-Аксы, перевезли в Сарыг-Сеп и поставили рядом с райбольницей…».

Жизнь продоолжалась. Мама преподавала русский язык и литературу в школе. В 1949 году родился братик Геночка. Тогда же папу, как умелого руководителя, направили налаживать работу в Улуг-Хемский район. По дороге Гена заболел токсической диспепсией, а тогда не было антибиотиков, да и корова перестала доиться, и по дороге он умер. Мы его похоронили в Шагонаре. Через год родился брат Сергей.

Тогда все были дружны, врачи были молоды, приезжали из разных уголков Советского Союза. Коллеги родителей любили наш дом, и все праздники встречали у нас. Помню фотографию, где молодые доктора сидят полу в национальных халатах и пьют чай из пиал. Потом, когда я окончила третий класс Шагонарской школы, мы переехали в село Арыг-Узю, где папа возглавил больницу, а мама работала в школе.

Помню, как папа купил мотоцикл «ИЖ-49», и мы вчетвером выезжали с папой на рыбалку, братик сидел впереди папы, а я на заднем сиденье с мамой. Деревенские жители удивлялись такому экипажу и говорили: «Снова Сараевы поехали на рыбалку».

В 1955 году папу перевели в Туран главным врачом Пий-Хемской районной больницы. Мама преподавала русский язык и литературу в национальной школе № 2. Работала кропотливо, проверяла сочинения по вечерам, я удивлялась красивым почеркам тувинских детей. Маму очень любили ученики, она была добрая и эмоциональная.

Коллектив райбольницы был дружным, хотя работы хватало и днём, и ночью. Папа в молодости мечтал быть артистом, а в те времена проводились конкурсы самодеятельности районных больниц, и участники съезжались в Кызыл. Самодеятельные артисты Пий-Хемской райбольницы побеждали на конкурсах и приезжали домой с ценными подарками. Папа увлекался драматургией Чехова, многие рассказы знал наизусть и часто выступал на телевидении, ставил спектакли в Туране и в Кызыле. Затем мы жили в Бай-Хааке, папа руководил райбольницей, провёл туда водопровод и отопление. В последние годы папа работал начальником медсанчасти ИТК № 1, откуда и ушел на пенсию.

Я окончила медицинский институт и с 1968 года по сей день работаю врачом-отоларингологом в республиканской консультативно-диагностической поликлинике № 1. Брат Сергей Борисович в 1973 году окончил Красноярский политехнический институт (факультет сдачи и эксплуатации энергосистем). Начинал работать в «Тувкоммунэнерго», затем был начальником районных магистральных систем в «Тувинских электрических сетях», внёс 29 рационализаторских предложений и был премирован бесплатной туристической путёвкой в Болгарию. Позже он работал министром топлива и энергетики Тувы, а с 1998 по 2002 годы – генеральным директором «Тываэнерго». В этом году уехал жить и работать в Германию, в Берлин.

Родители научили нас с братом многому, основные черты, которые они передали нам – это доброта и терпение. Сейчас их нет в живых, но мы с братом благодарны им за то, что они всё лучшее передали нам, детям. Мы храним память о них. Они честно отдавали свои знания, опыт на благо родной Тувы.

Эмилия САРАЕВА,

потомственный врач, г Кызыл.


http://www.centerasia.ru/issue/2004/36/1215-togda-vse-byli-druzhny.html