газета «Центр Азии» №35 (4 — 11 сентября 2004)

ПОМЕЧЕННЫЕ БЕДОЙ

4 сентября 2004 г.

Неделя на стыке августа и сентября вновь напомнила о печальной российской традиции: последний летний месяц наряду с яблоками и мёдом, хлопотами перед началом учебного года и ласковым солнцем приносит беду.

За последнее десятилетие этих августовских ЧП было столько, что, перечисляя, можно перепутать даты. Свои ощущения вспоминаешь сразу: сердце словно сжимается и воздуха становится так мало, что хочется кричать. И как-то странно думать о том, что в Сочи начинается бархатный сезон, и ласковое море готово нежить отдыхающих на своих волнах, что с Мамаева кургана в Волгоград и его окрестности по-прежнему вглядывается Родина-мать – величественный памятник, который этим летом мне удалось показать дочери.

Странно, потому что 87 человек – пассажиров и членовэкипажей двух самолётов, вылетевших в ночь на 25 августа из московского аэропорта «Домодедово» (откуда вылетает самолёт и в Кызыл), никогда больше не увидят ни Сочи, ни Волгограда. ТУ-134, выполнявший рейс по маршруту Москва – Волгоград, разбился в районе села Бучалки в Тульской области. Погибли все – 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Через три минуты в ста тридцати восьми километрах от Ростова-на-Дону потерпел катастрофу ТУ-154, выполнявший рейс Москва – Сочи. Все, кто находился на борту – 38 пассажиров и восемь членов экипажа – тоже погибли. 26 августа в стране был объявлен день траура.

Два самолёта не падают враз просто так. Причина двойной трагедии – террористический акт. На борт каждого из лайнеров поднялась «смертница». Опять где-то не сработала система безопасности либо она у нас настолько «дырявая», что и сработать не могла. В пользу второго предположения говорит тот факт, что только после трагедий Государственная Дума занялась подготовкой поправок в соответствующие документы. А в аэропортах страны вводятся дополнительные меры безопасности: милиция теперь будет не только следить за порядком в залах ожидания, но и во время регистрации пассажиров, проверки багажа.

Через несколько дней после трагедии в воздухе – сообщение о том, что взрыв на автобусной остановке в Москве, который вначале был расценен как хулиганство, тоже – теракт. Следом, 29 августа теракт у станции метро «Рижская»: девять погибших, более сорока раненых. Опять – террористка-«смертница»…

День знаний нынче не стал праздником в масштабе всей страны. Когда он перешагнул Урал, в небольшом городе Беслане в Северной Осетии во время торжественной линейки школу захватили террористы. На момент сдачи номера известно, что более трёхсот человек, среди которых много детей, заперты террористами в школьном спортзале без воды и пищи. Школы в регионах берутся под охрану. Со всех концов света в Россию летят слова сочувствия и поддержки.

Северная Осетия – далеко от Тувы, но после такого 1 сентября вопрос о том, как защитить школы, уже не кажется риторическим. И звонок из дома: «Мама, я уже вернулась из школы» ждёшь бесконечно долго. Потому что в Беслане не уберегли. Кто-то опять «не заметил» 17 бандитов, с оружием пробравшихся в город, к школе.

Не обошёлся без ЧП конец лета ив Туве. В ночь с 28 на 29 августа недалеко от КПП «Шивилиг» сгорел пассажирский автобус, принадлежавший Кызыльскому пассажирскому АТП. К счастью, трагедии не случилось. Все 36 пассажиров целы и невредимы. Жизнью они обязаны водителям – Владимиру Аранчалу и Сергею Герасимову, которые вывели всех из автобуса и с попутной машиной передали сообщение о пожаре на КПП «Шивилиг».

Автобус «ЛАЗ-699» следовал из Кызыла в Абакан, отправился в рейс в 21.15.В 23. 45 водители заметили возгорание. В 23.51 сообщение поступило в Туран, в 00 часов 18 минут к месту происшествия прибыли пожарные из пожарно-спасательной части № 11. Пожар был потушен в 1.30. Около четырёх часов утра промёрзших пассажиров, которым пришлось несколько часов провести под открытым небом, посадили в автобус ПАТП (он был выслан на выручку сразу же после сообщения о пожаре) и доставили в Абакан.

Причина пожара установлена – короткое замыкание электропроводки. Автобус сгорел полностью. Ущерб от пожара – … нулевой, как заявили в МЧС РТ: автобус такой «древний», что не имел балансовой стоимости.

О том, что подвижной состав, имеющийся в Кызыльском пассажирском АТП, изношен почти на 100 процентов, директор предприятия Константин Никифоров «трубит», как он выражается, на всех хуралах и во всех важных кабинетах. Результат: с начала девяностых годов ПАТП получило всего пять новых автобусов. В таких условиях предприятие должно бы давно отменить все междугородние рейсы. Вы себе это представляете? Далеко не каждый житель республики может позволить себе преодолеть путь до Абакана или даже любого посёлка республики на такси (кстати, там безопасность никто не гарантирует).

Кызыльское ПАТП сегодня – единственное в республике предприятие по перевозке пассажиров. Развалены ПАТП в Чадане, Шагонаре, Ак-Довураке. В Хову-Аксы его только-только начинают восстанавливать. И даже в юбилейный год ни одного нового автобуса в республике не появилось. Остаётся только надеяться, что в Кызыльском ПАТП все водители – герои, способны сохранить жизни пассажирам.

Удивительно спокойно отнеслись к инциденту власти. Никаких заявлений с их стороны. Пожар явно не вписывается в подготовку к юбилеям. Тем более, что все живы.

На снимке: Пожар на федеральной трассе М-54. Горит автобус «Кызыл-Абакан». 29 августа 2004 года. Фото Виталия Шайфулина.

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2004/35/1198-pomechennye-bedojj.html