газета «Центр Азии» №29 (23 — 30 июля 2004)
Заковыристый вопрос

ЗВУКИ, ПРОНИЗАННЫЕ ВЕРОЙ

23 июля 2004 г.

– Прочитала в «Центре Азии», что на фестиваль «Певческое искусство и традиционные ремёсла старообрядцев Сибири» приезжала доктор филологических наук, сотрудник Института языкознания РАН Серафима Никитина. Интересно, а в Туве есть учёные, занимающиеся изучением истории, культуры староверов? Были ли на Эржее староверы из других регионов России?

Елена Семёнова, г. Кызыл.

Старообрядчество – это уникальное явление, особенно, в Туве, так как здесь оно сохранило свои древнейшие формы: интереснейший фольклор, быт, нетронутый цивилизацией. Изучением истории, культуры, фольклора, быта старообрядцев занимаются заведующая сектором культуры ТИГИкандидат филологических наук Маргарита Татаринцева, председатель Центра русской культуры Кызыла, основатель и руководитель ансамбля «Октай» Надежда Пономарёва. Старший преподаватель кафедры всеобщей истории ТГУ Алёна Стороженко в этом году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Старообрядчество Тувы во второй половине XIX ­ – первой четверти XX века».  

Многие современные научные работы основываются на исследованиях Серафимы Никитиной. Она начала заниматься изучением старообрядчества ещё в семидесятые годы ХХ века. Во время фестиваля Серафима Никитина вела неспешные беседы с потомками людей, с которыми сталкивала её судьба в начале научной деятельности, например, гостила у дочери героини её рассказа, опубликованного в журнале «Живая старина».

В беседе за «круглым столом», посвящённом проблемам изучения старообрядчества, участвовали также: сотрудник института археологии и этнографии СО РАН Галина Любимова (г. Новосибирск), работники музея имени Алдан Маадыр Айлана Ооржак и Ирина Ландухова. На встречу пригласили местную жительницу – учительницу сизимской средней школы Веру Юркову, которая высказала своё мнение по проблеме преемственности поколений: «В Писании сказано «Нить не прервётся». Если дети остаются здесь и никуда не уезжают, они неизбежно начинают рассуждать так, как рассуждали их отцы и деды. Конечно, есть случаи, когда люди отрываются от родных мест, уезжают. Но бывает и так, что, попав сюда случайно, остаются здесь навсегда. Например, в скитах живёт девушка Феня. Она училась в художественной школе,занималась иконописью, приезжала в верховье на практику, а потом решила остаться здесь». Для самих старообрядцев важно быть принятым в религиозном обществе. Духовный стержень их непоколебим. Традиции староверов продолжаются. Старовер Макарий Рукавицын учит эржейских и сизимских ребятишек духовным стихам. Эти стихи исполняет также ансамбль «Октай», хотя петь по крюкам – не просто, это почти забытая грамота.

Другую ветвь старообрядчества представил хор «Истоки» – гости из Бурятии. Семейские – так в Бурятии называют староверов – во многом отличаются от староверов, проживающих в Туве. У них всё красочное, яркое: богатые дома, цветастые юбки, броские украшения – и это приветствуется. У старообрядцев Тувы, наоборот, «красное носить – беса тешить», то есть одежда должна быть неяркой, женщины ведут себя сдержанно, покрывают голову платком. Когда ансамбль «Октай» исполняет песни на духовные стихи староверов верховья, создаётся особая атмосфера, особая мелодичность звуков, пронизанных верой. «Истоки» исполняют, в основном, фольклорные бытовые песни. Великое озеро Байкал – гордость бурятской земли – воспевалось в песнях семейских не раз.

На открытии фестиваля всех очаровала Серафима Никитина, спев стих «Плач Иосифа Прекрасного». Она записывала его в разных уголках мира, где живут староверы. Поразительно, что везде его поют на один и тот же мотив. Это очень большой стих, в нём описываются все перипетии судьбы Иосифа Прекрасного, с того момента, как братья бросили его в ров, вплоть до правления в Египте.

На фестивале побывал и заместитель главного редактора журнала «Наследие», член Союза фотохудожников России Андрей Клюев. Он раскрыл небольшой секрет: журнал «Наследие» совместно с министерством культуры и по делам национальностей РТ готовят к изданию альбом с условным названием «Сокровища культуры Республики Тува». Очередной приезд Андрея Клюева в Туву не случаен: для альбома не хватало только материала по старообрядцам, поэтому он специально подгадал очередную командировку в Туву как раз на время проведения фестиваля «Певческое искусство и традиционные ремёсла старообрядцев Сибири», сделал снимки этого загадочного края и населяющих его людей.

Подготовила Долаана Шокпаа.

Фото Андрея Клюева и автора.

На снимках: Эржейские дети удивляются: с семейскими из Бурятии танцует Эрика из Финляндии,сдержанность староверов Тувы в движениях, одежде, поведении переняли «Октайцы».

Долаана ШОКПАА
http://www.centerasia.ru/issue/2004/29/1130-zvuki-pronizannye-verojj.html