газета «Центр Азии» №28 (18 — 25 июля 2004)
Московские огни

«ХУН» ПРИЕХАЛИ, «ХУРТУ» ЗАДЕРЖАЛИСЬ

18 июля 2004 г.
В московском саду «Эрмитаж» 10 июля правильные люди собрались поучаствовать в настоящем извержении. Так определили сами себя и своё мероприятие ведущий Пётр Гаврилов и зрители Третьего музыкального фестиваля этнической музыки «ЭТНА». Самой долгожданной для правильных людей была группа «Хун-Хурту».

Культурный центр «Дом» и торговая марка «Ghesterfild» устроили для ценителей и любителей этнической музыки настоящий летний праздник. На открытой сцене сада «Эрмитаж» в течение восьми часов без перерыва сменяли друг друга коллективы–звезды, работающие в жанре world music (мировая музыка). Играли вдохновенно, закрывая глаза, возвращая себя и благодарных зрителей к корням культур – в самый настоящий, безыскусный мир музыки – пьянящей, манящей, заставляющей трепетать глубинные струны душ. Для этого правильного мира имена Филиппа Киркорова, Валерии и других представителей попсы были настолько чужеродными, что одно их произнесение со сцены вызывало смех в зале. Для тех, кто ценит богатство культурной самобытности, попса, пусть и раскрученная телевидением и широкой прессой, всегда останется на периферии музыкальной сокровищницы.

Открыла марафон татарская певица Зуля Камалова, живущая постоянно в Австралии. Сочетание татарской культуры, в которой она выросла, и австралийских традиций, в которых она живёт, дали весьма интересный результат. Её песни о любви были не просто родными для татар, но обогащёнными новыми оттенками. Петрозаводская группа «ВА-ТА-ГА» представила слушателям тоже обогащённый вариант поморской музыки.

Покорили всех киргизские братья Джунушовы: Камчыбек, Рысбек и Нурлан – виртуозы игры на киргизских национальных инструментах. Если фразу «два брата-акробата» произносят почти всегда в шутку, то в данном случае это определение как нельзя лучше передаёт виртуозность игры и степень их исполнительской слаженности. Камчыбек и Рысбек выступают как один человек с зеркальным отражением. Они играют на комузе – трехструнном инструменте – так, что слова «акробатика» и «цирковое искусство» сами собой просятся для описания. Киргизские мелодии у них особенно стремительны, прекрасны и великолепно «оформлены»: братья правой рукой, левой; играют, положив комуз на колени, на грудь, на шею; играют тыльной стороной кисти, ребром ладони, костяшками, ногтями, кольцом-печаткой; играют в направлении снизу вверх и обратно, по диагонали… И всё это проделывают в зеркальной синхронности движений! Но самое поразительное происходит тогда, когда Джунушовы внезапно перебрасывают руки на инструменты друг друга, выводя зажигательную мелодию из положения наперекрест и не сбивая ритма.

Энергетика фестиваля шла по нарастающей. Киргизов сменили венгерские цыгане – группа «Парно граст» («Parno grast»).Зрители, которые могли свободно перемещаться по всему саду – зрительному залу, не выдерживали и пускались в пляс: у сцены, на дощатой площадке перед сценой, на траве, на газонах. Такой же эффект дали выступления афро-французского дуэта «Цикады с юга» (Cicadas from the south) и легендарного болгарского свадебного оркестра Иво Папазова. Болгары и их друзья устроили целую демонстрацию: схватив свой национальный флаг, стали плясать «цепочкой», которая как возбуждённая гусеница передвигалась у подножия сцены справа налево и обратно без остановки почти час.

На фестивале можно было не только наслаждаться великолепной музыкой, но и просто отдыхать и веселиться. Весь сад стал «Заповедником этнических развлечений». Из подогревающих напитков на фестивале разрешалось только пиво. Везде были прикреплены таблички с разными бодрыми призывами, типа: «Этносы! Бережно этноситесь к традициям!».

На площадке с названием «Папу-Ассы» зрители принимали участие в игре «По барабану!». С лозунгом «На безмолвии и стук – искусство» желающие лихо отбивали неземные ритмы на гулких африканских барабанах. Охотниками на оленей стали участники игры «Чукчи–Гекчи» или «Захомутай-2004». Несколько кольев, собранных в изящный пучок, похожий на противотанковый «ёж», представляли собой условное стадо оленей. Рогатых надо было поймать, забросив на каждый элемент «стада» кольцо.

Конкурс «Я – майка!» предлагал устроить «красочный разгул народного творчества по мягким тканям»: роспись красками по белым хлопчатобумажным футболкам. Художников обеспечили гуашью, кистями и дали свободу для самовыражения. Ближе к концу фестиваля один склон сада был устлан причудливыми результатами этого разгула.

К слову о разгуле. Публика, настроенная на чистую этнику, была одета столь интересно, что среди зрителей можно было устраивать конкурс костюмов. Девушки в туниках с завязочками, в фенечках, сандалиях выглядели прекрасно и таинственно. Хотя порой стремление стать загадочнойперевешивало все доводы разума и эстетики и на некоторых москвичек «а ля восточный попугай» невозможно было смотреть без слёз.Жительницы десятимиллионного мегаполиса в попытке выделиться из среднестатистической массы доходят до абсурда. Очевидно, чтонадо принимать загадочную культуру не как поверхностную экзотику, а как источник знаний, и только тогда сам человек без хитонов подпольного пошива станет носителем немосковской загадки. А если суть недалёкого горожанина останется при этом неизменной, то фенечки станут только поводом для осмеивания.

Пока вся эта разношёрстная толпа слушала, плясала, медитировала и даже спала возле сцены и на газонах, фестиваль близился, к финалу, в котором должна была выступить группа «Хун-Хурту». Именно к этому часу в саду и стали появляться мои земляки.Жаль, что тувинцы в своём патриотизме сами себя ограничивают. Хорошо любоваться своими артистами, музыкантами, певцами, но своё становится гораздо «питательнее» в сравнении. Только те, кто присутствовал с самого начала, смогли заметить, как ожидание зрителей увидеть самые ударные группы накалялось. В перекроенной по ходу программе коллективы выходили в другом порядке, чем было ранее заявлено. Поэтому зрители финала от нетерпения начинали в паузах выкрикивать: «Тувинцев давайте!». Было ясно, то горловики из центра Азии считаются мегазвёздами и многие пришли именно ради них.

Тувинская группа появилась, но почти чудом: рейс из Мюнхена, который по плану доставлял коллектив на фестиваль, был задержан. Группе пришлось разделиться. На «ЭТНУ» прибыли только Кайгал-оол Ховалыг и Андрей Монгуш, «перебросившись» на другой рейс. Эту половину группы зрители прозвали – «Хун». Саян Бапа и Алексей Сарыглар Хурту»), прилетели в Москву только ночью, безнадёжно опоздав.

Чтобы не разбивать надежд участников фестиваля, в том числе земляков, половина группы выступила без костюмов, без инструментов, буквально вбежав в последние минуты на сцену. Зрительная масса, побросав стулья и лежаки, стояла, почти вдавившись лбами в сценическое пространство, лишь бы услышать знаменитое горловое пение. Пол-«Хун-Хурту» спели одну-единственную композицию. Выдали мощнейший хоомей: Кайгал-оол – рокочущий каргыраа, Андрей – пронзительный сыгыт. Аппаратуру моментально зашкалило, а у слушателей перехватило дыхание.

Точка у фестиваля получилась жирная. «Хун-Хурту» снова доказали: только так и надо заканчивать российский фестиваль этнической музыки – на звенящей тувинской ноте.

Фото автора

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/2004/28/1122-khun-priekhali-khurtu-zaderzhalis.html