газета «Центр Азии»

Суббота, 7 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №28 >«ХУН» ПРИЕХАЛИ, «ХУРТУ» ЗАДЕРЖАЛИСЬ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

«ХУН» ПРИЕХАЛИ, «ХУРТУ» ЗАДЕРЖАЛИСЬ

Московские огни ЦА №28 (18 — 25 июля 2004)
В московском саду «Эрмитаж» 10 июля правильные люди собрались поучаствовать в настоящем извержении. Так определили сами себя и своё мероприятие ведущий Пётр Гаврилов и зрители Третьего музыкального фестиваля этнической музыки «ЭТНА». Самой долгожданной для правильных людей была группа «Хун-Хурту».

Культурный центр «Дом» и торговая марка «Ghesterfild» устроили для ценителей и любителей этнической музыки настоящий летний праздник. На открытой сцене сада «Эрмитаж» в течение восьми часов без перерыва сменяли друг друга коллективы–звезды, работающие в жанре world music (мировая музыка). Играли вдохновенно, закрывая глаза, возвращая себя и благодарных зрителей к корням культур – в самый настоящий, безыскусный мир музыки – пьянящей, манящей, заставляющей трепетать глубинные струны душ. Для этого правильного мира имена Филиппа Киркорова, Валерии и других представителей попсы были настолько чужеродными, что одно их произнесение со сцены вызывало смех в зале. Для тех, кто ценит богатство культурной самобытности, попса, пусть и раскрученная телевидением и широкой прессой, всегда останется на периферии музыкальной сокровищницы.

Открыла марафон татарская певица Зуля Камалова, живущая постоянно в Австралии. Сочетание татарской культуры, в которой она выросла, и австралийских традиций, в которых она живёт, дали весьма интересный результат. Её песни о любви были не просто родными для татар, но обогащёнными новыми оттенками. Петрозаводская группа «ВА-ТА-ГА» представила слушателям тоже обогащённый вариант поморской музыки.

Покорили всех киргизские братья Джунушовы: Камчыбек, Рысбек и Нурлан – виртуозы игры на киргизских национальных инструментах. Если фразу «два брата-акробата» произносят почти всегда в шутку, то в данном случае это определение как нельзя лучше передаёт виртуозность игры и степень их исполнительской слаженности. Камчыбек и Рысбек выступают как один человек с зеркальным отражением. Они играют на комузе – трехструнном инструменте – так, что слова «акробатика» и «цирковое искусство» сами собой просятся для описания. Киргизские мелодии у них особенно стремительны, прекрасны и великолепно «оформлены»: братья правой рукой, левой; играют, положив комуз на колени, на грудь, на шею; играют тыльной стороной кисти, ребром ладони, костяшками, ногтями, кольцом-печаткой; играют в направлении снизу вверх и обратно, по диагонали… И всё это проделывают в зеркальной синхронности движений! Но самое поразительное происходит тогда, когда Джунушовы внезапно перебрасывают руки на инструменты друг друга, выводя зажигательную мелодию из положения наперекрест и не сбивая ритма.

Энергетика фестиваля шла по нарастающей. Киргизов сменили венгерские цыгане – группа «Парно граст» («Parno grast»).Зрители, которые могли свободно перемещаться по всему саду – зрительному залу, не выдерживали и пускались в пляс: у сцены, на дощатой площадке перед сценой, на траве, на газонах. Такой же эффект дали выступления афро-французского дуэта «Цикады с юга» (Cicadas from the south) и легендарного болгарского свадебного оркестра Иво Папазова. Болгары и их друзья устроили целую демонстрацию: схватив свой национальный флаг, стали плясать «цепочкой», которая как возбуждённая гусеница передвигалась у подножия сцены справа налево и обратно без остановки почти час.

На фестивале можно было не только наслаждаться великолепной музыкой, но и просто отдыхать и веселиться. Весь сад стал «Заповедником этнических развлечений». Из подогревающих напитков на фестивале разрешалось только пиво. Везде были прикреплены таблички с разными бодрыми призывами, типа: «Этносы! Бережно этноситесь к традициям!».

На площадке с названием «Папу-Ассы» зрители принимали участие в игре «По барабану!». С лозунгом «На безмолвии и стук – искусство» желающие лихо отбивали неземные ритмы на гулких африканских барабанах. Охотниками на оленей стали участники игры «Чукчи–Гекчи» или «Захомутай-2004». Несколько кольев, собранных в изящный пучок, похожий на противотанковый «ёж», представляли собой условное стадо оленей. Рогатых надо было поймать, забросив на каждый элемент «стада» кольцо.

Конкурс «Я – майка!» предлагал устроить «красочный разгул народного творчества по мягким тканям»: роспись красками по белым хлопчатобумажным футболкам. Художников обеспечили гуашью, кистями и дали свободу для самовыражения. Ближе к концу фестиваля один склон сада был устлан причудливыми результатами этого разгула.

К слову о разгуле. Публика, настроенная на чистую этнику, была одета столь интересно, что среди зрителей можно было устраивать конкурс костюмов. Девушки в туниках с завязочками, в фенечках, сандалиях выглядели прекрасно и таинственно. Хотя порой стремление стать загадочнойперевешивало все доводы разума и эстетики и на некоторых москвичек «а ля восточный попугай» невозможно было смотреть без слёз.Жительницы десятимиллионного мегаполиса в попытке выделиться из среднестатистической массы доходят до абсурда. Очевидно, чтонадо принимать загадочную культуру не как поверхностную экзотику, а как источник знаний, и только тогда сам человек без хитонов подпольного пошива станет носителем немосковской загадки. А если суть недалёкого горожанина останется при этом неизменной, то фенечки станут только поводом для осмеивания.

Пока вся эта разношёрстная толпа слушала, плясала, медитировала и даже спала возле сцены и на газонах, фестиваль близился, к финалу, в котором должна была выступить группа «Хун-Хурту». Именно к этому часу в саду и стали появляться мои земляки.Жаль, что тувинцы в своём патриотизме сами себя ограничивают. Хорошо любоваться своими артистами, музыкантами, певцами, но своё становится гораздо «питательнее» в сравнении. Только те, кто присутствовал с самого начала, смогли заметить, как ожидание зрителей увидеть самые ударные группы накалялось. В перекроенной по ходу программе коллективы выходили в другом порядке, чем было ранее заявлено. Поэтому зрители финала от нетерпения начинали в паузах выкрикивать: «Тувинцев давайте!». Было ясно, то горловики из центра Азии считаются мегазвёздами и многие пришли именно ради них.

Тувинская группа появилась, но почти чудом: рейс из Мюнхена, который по плану доставлял коллектив на фестиваль, был задержан. Группе пришлось разделиться. На «ЭТНУ» прибыли только Кайгал-оол Ховалыг и Андрей Монгуш, «перебросившись» на другой рейс. Эту половину группы зрители прозвали – «Хун». Саян Бапа и Алексей Сарыглар Хурту»), прилетели в Москву только ночью, безнадёжно опоздав.

Чтобы не разбивать надежд участников фестиваля, в том числе земляков, половина группы выступила без костюмов, без инструментов, буквально вбежав в последние минуты на сцену. Зрительная масса, побросав стулья и лежаки, стояла, почти вдавившись лбами в сценическое пространство, лишь бы услышать знаменитое горловое пение. Пол-«Хун-Хурту» спели одну-единственную композицию. Выдали мощнейший хоомей: Кайгал-оол – рокочущий каргыраа, Андрей – пронзительный сыгыт. Аппаратуру моментально зашкалило, а у слушателей перехватило дыхание.

Точка у фестиваля получилась жирная. «Хун-Хурту» снова доказали: только так и надо заканчивать российский фестиваль этнической музыки – на звенящей тувинской ноте.

Фото автора

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ

 (голосов: 2)
Опубликовано 18 июля 2004 г.
Просмотров: 6763
Версия для печати

Также в №28:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru