газета «Центр Азии» №25 (24 июня — 1 июля 2004)
Люди Центра Азии

«БЕЗ КАТОРГИ НЕТ СКАЗКИ»

24 июня 2004 г.

altПойти в артисты, чего уж греха таить, многие мечтают с детства. Но для кого-то юношеские порывы так и остаются грёзами, в то время как их сверстники оказываются более смелыми и делают сказку былью. Раиса Стал-оол ­– заслуженный работник культуры Республики Тыва, директор детской хореографической школы города Кызыла, создатель и бессменный руководитель ансамбля «Алантос» – в девятилетнем возрасте не побоялась уехать учиться за тысячи километров, в Бурятию, и открыла для себя страну танца: страну сказки и каторги.

МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ СКАЗКА

–Раиса Седиповна, а как приходят в хореографию? Как, например, пришли вы?

«Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками”. В первом классе хореографического училища, 1974 год.– Абсолютно случайно. Раньше министерство культуры занималось обучением кадров и регулярно отправляло на учёбу детей в Улан-Удэ. Приезжали в Туву великие мастера, артисты балета знаменитые и по школам, по районам отбирали одарённых детей. В 1974 году, когда я училась в четвёртом классе в школе №7, я бегала на перемене по коридору, и вдруг меня останавливает мужчина и говорит: “Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками!”. Это был Валерий Хараев – артист балета Бурятского театра. Потом он стал директором Бурятского государственного академического хореографического училища. Он меня сразу же принял.

Отобрали четыре ребёнка: ШолбанаДонгака, Орлана Чолбенея, Валю Шолжап и меня. Правда, Валя и Орлан не закончили училище, ушли. Сейчас из нас хореографией только я занимаюсь, остальные избрали другие пути: Шолбан стал юристом. Орлан – руководитель постпредства Тувы в Москве. Чем занимается Валя сейчас, я не знаю.

– И вы сразу согласились ехать?

– Конечно! Мне, девятилетней девочке, представлялось: я ка-а-ак приеду, ка-а-ак начну танцевать! Мне представлялась сказка. На самом деле сказка была: балет сам по себе сказка, но был и очень тяжёлый труд. У нас практически не было свободного времени: занятия начинались в восемь утра и заканчивались в шесть вечера. И обязательно вечером, особенно в старших классах, спектакли. Но школа жизненная, я считаю, у меня была шикарная.

Раиса – выпускница хореографического училища – на фоне Бурятского академического театра оперы и балета.– А какие ваши самые яркие впечатления от училища?

– У меня все восемь лет учёбы – сплошные яркие впечатления. Тогда в Бурятии было всё очень профессионально, чего до сих пор нет в Туве. Нас воспитали так, что никогда я не смогу даже на минутку зайти на сцену в шубе и в шапке. Есть законы сцены, которые нельзя нарушать и соблюдения которых я у нас не вижу.

Яркие впечатления – это лучшие балетмейстеры России. Я видела звёзд балета, видела, как они танцуют, как они работают, видела все балеты, все оперы в лучших постановках. Было чудесно. Атмосферу нашего училища стараюсь нести в себе и передавать ученикам.

Над училищем шефствовал Мариинский театр, к нам постоянно приезжали балетмейстеры из Санкт-Петербурга, и я себе поставила задачу поступить только в Санкт-Петербург, ведь это колыбель русского балета.

До сих пор помню утро перед поступлением, это очень яркое впечатление. Приехала в шесть утра, пошла на Дворцовую площадь. Стояла одна, восходило солнце, было очень красивое зарево. Стою, смотрю на Александрийский столб и прошу Бога, чтобы он помог поступить и закончить институт.

Профессиональных экзаменов было шесть. Самые сложные – импровизация и домашнее задание. Захожу я на экзамен по импровизации, мне говорят: «Вот вам играют на рояле, станцуйте. Тема – труд­». Причём, никакой пантомимы только хореография! Но я собралась, сконцентрировалась и станцевала. Мне ещё не самое страшное досталось, была ещё тема – «мочалка из мойдодыра».

Домашнее задание – тебе дают тему, и надо на следующий день станцевать по этой теме танец. Мне попалась тема «Силы природы», я танцевала «Танец огня». Профессиональные экзамены сдала на пятёрки. А вот с сочинением были проблемы. Так сильно волновалась, что решила – сначала напишу сочинение, а знаки препинания потом расставлю. Но только я написала, как время кончилось! Пришлось работу сдать. Естественно, я получила два, мне сказали: «Полная безграмотность, ни одной запятой в сочинении».

У меня была страшная паника, я даже звонила в Туву, в Министерство культуры, и умоляла, чтобы они позвонили и попросили разрешение на пересдачу. Всё-таки мне в виде большого исключения разрешили пересдать, так как по профессиональным предметам были пятёрки. Слава Богу, пересдала. Так, с трудностями, поступила в Университет культуры и искусства Санкт-Петербурга.

В НАШЕЙ СЕМЬЕ АРТИСТОВ НЕ БЫЛО

А откуда у вас склонность к балету? В вашей семье есть артисты?

– В нашей семье артистов не было, правда, моя тётя – Дина Михайловна Кирилова – была директором музыкальной школы, директором хорового общества. Моя мама – Зинаида Михайловна Вохминазакончила партийную школу, была партийным работником, работала администратором кафе “Аян”. Отец ­– Седип Семёнович Севен – работал водителем автобуса.

Мой дедушка – Семён ХунаевичСевен – закончил Московскую военную академию имени Фрунзе, был полковником тувинской народной армии, готовил военные кадры, был награжден многими орденами, сейчас его фотография висит в музее имени шестидесяти богатырей. Моя бабушка – Раиса Романовна Севен – тоже училась в Москве, в Туве преподавала русский язык, была переводчицей. Другой дедушка – Михаил Денисович Федкин – воевал, дошёл до Берлина, имел множество ранений и множество наград. Бабушка –Дора Ивановна Кудрявцева – работала в администрации театра, к творчеству никакого отношения не имела.

alt– Ваши дети пойдут по вашим стопам?

Нет, но не потому, что не хочу, а потому, что они уже насмотрелись, как мы работаем, как постоянно заняты. Мы и праздникам рады не потому, что можно отдохнуть, а потому, что в общеобразовательных школах нет занятий, наши ученики больше времени могут уделить занятиям хореографией.

Моя дочь Александра сейчас учится на факультете иностранных языков в Санкт-Петербургском университете имени Герцена, но она тоже в нашей хореографической школе училась, закончила классическое отделение.

Сыну Тимуру сейчас семь лет. И он тоже в нашу школу будет поступать. Хочет стать то пожарником, то врачом, последняя мысль – стать пианистом.

В МОЕЙ ЖИЗНИ МНОГО СЛУЧАЙНОСТЕЙ

– Как и когда вы организовали ансамбль “Алантос”?

– Тоже случайно, в моей жизни много случайностей. В 1993 году я окончила университет и вернулась в Туву. В министерстве культуры мне сказали, что мест нет, работать негде… Иду я, расстроенная, по улице и встречаю директора детской хореографической школы Нелли Викторовну Белую, и она предлагает мне пойти работать к ней. Мне, конечно, хотелось работать со взрослыми артистами, ставить какие-то серьёзные, классические номера, у меня ведь специальность – балетмейстер, но я согласилась, поскольку работы не было. Хотя было очень обидно. Тогда в школе было всего пятьдесят шесть детей, и всё было на уровне самодеятельности, а мне хотелось что-то профессиональное делать.

Учимся балету. 2000 год.Я начала сразу же с детьми серьёзно работать, мы заказали пуанты, балетную обувь. До этого формы у детей не было: кто в купальниках был, кто в колготках, кто в шерстяных носках, в чешках. А на головах вообще непонятно что. Нас в хореографическом училище воспитали на таких канонах: прийти с растрёпанной головой на урок – это грех великий, ребёнок должен быть всегда аккуратно одет, должна быть форма, на голове у девочек должна быть «луковица» – волосы в узел собранные. Нас так учили с детства.

Стали мы заниматься, купили форму. И сразу же надо было какой-нибудь номер всего за два месяца поставить к конкурсу. Я ничего сложного не могла поставить, поскольку дети были ещё “недвижимые”. Решила сделать такой номер, чтобы там было не много движений “лексики хореографической”, а чтобы было композиционное перестроение, примерно, как в русских хороводах. Первый танец, который я поставила – это и был «Алантос». Получилось очень хорошо, ведь в простоте всегда красота. Мы этот номер и сейчас показываем. От него и появилось название ансамбля.

– А что означает название?

– «Алантос» – это из буддийского эпоса – святой цветок, который растёт на болоте, но сам не запачкан, чистый. С тувинского языка переводится как «девять лепестков лилии».

– Вы участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Какой из них больше всего вам запомнился?

– Конечно же, «Весёлая радуга» в Одессе. От поездки остались очень яркие впечатления. Там очень доброжелательные и открытые люди, было тепло, рядом море, дети были очень довольны. Одесса – это теперь второй мой любимый город после Санкт-Петербурга.

А телеконкурс “Утренняя звезда” у меня оставил самые отвратительные впечатления. Это никакой не конкурс – это просто шоу-программа, детьми там никто не занимается. Туда не стоило ездить и тратить на это деньги.

ЕСЛИ ТЫ ДОБРЕНЬКИЙ, ТО ДИСЦИПЛИНЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТ

– Говорят, вы очень строгий учитель?

– Дети учителя всегда очень тонко чувствуют. И если ты злой, то они к тебе просто не пойдут. Если ты добренький, то дисциплины никогда не будет. А без дисциплины не может быть балета. Но если через строгость будешь учить детей профессионализму, то они это поймут. У меня, например, всегда полные классы.

“Всемирный курултай тюркских народов”. Стамбул, Турция, 2000 год.– Сколько сейчас у вас ребят занимается?

­– Примерно четыреста человек, но дети в течение года отсеиваются. Родителям кажется, что это очень просто – танцевать. Но это тяжело, особенно, совмещая две школы.

Приходят к нам не сами, приводят обычно родители, мы набираем с пяти лет. Но родители всегда говорят, что ребёнок артистом не будет, а будет заниматься «для себя». Но потом, когда родители побывают на наших отчётных уроках, они уже за то, чтобы ребёнок более серьёзно занимался. Родители могут отслеживать творческий рост ребёнка. Каждую четверть у нас идут контрольные уроки, раз в год даём отчётный концерт.

Мы ставим оценки, при выпуске выдаём аттестаты. Учиться у нас сложно, но каждый год примерно три человека с красным дипломом заканчивают.Пять учеников стали лауреатами стипендии «Одарённые дети России»: Артур Монгуш, Ольга Хомушку, Шенне Ховалыг, Алёна Чижитмаа, Айдыс Саая.

Возрастных ограничений у нас нет. Вот недавно позвонила женщина и спросила: “Мне пятьдесят семь лет, могу я у вас заниматься?” Я ей сразу ответила: “Конечно”. Неважно сколько человеку лет, танцевать можно и в девяносто, главное, чтобы душа пела. По вечерам к нам взрослые ученики приходят и занимаются. У нас четыре отделения: подготовительное, классическое, народное, бальное. Специально для людей взрослых открыли группу«Сеньоры».

– А какое отделение самое популярное?

– По количеству ребят, конечно, подготовительное отделение, где занимаются малыши. На подготовительном отделении очень интересная программа, там работает замечательный преподаватель с огромным стажем – заслуженный работник культуры Республики Тыва Лидия Сарбаа.

– Дети из кожуунов у вас занимаются?

– Наша школа, к сожалению, только городская, хотя и из кожуунов у нас есть дети: те, кто здесь у родственников живёт. Я мечтаю, чтобы школа стала республиканской, но это зависит не от меня.

ЛЕНИВЫЕ ДЕТИ У НАС ДОЛГО НЕ УЧАТСЯ

– Какие качества вы стараетесь развить в учениках?

– Я хочу, чтобы ученики были не просто внешне красивыми людьми, а чтобы у них была внутренняякрасота. Через наше воспитание, через искусство они сразу же становятся дисциплинированнее. Родители часто говорят: “Как в эту школу пошли, дети перестали терять время зря, теперь всё успевают”. Все ученики у нас очень трудолюбивые, потому что у нас учиться очень сложно. Ленивые дети у нас долго не учатся.

– А с выпускниками вы связь поддерживаете?

­– Конечно. Вот что интересно: даже те, кто не пошёл по тропе хореографии, стараются поступить в Санкт-Петербург, настолько я их «заразила» любовью к этому городу.

– Многие ли ваши выпускники пошли в балет?

– Нет, не многие, мы ведь в школе готовим не артистов балета, а посредством искусства даём эстетическое образование. Задачи сделать всех учеников артистами балета у нас нет, но, конечно, мы стараемся, чтобы особенно одарённые дети продолжали учёбу. Но, как правило, одарённые дети – это дети из бедных семей, я ещё ни одного ребёнка одарённого из богатой семьи не видела.

Но, конечно, есть и те, ктопошёл в хореографию. Например, ещё до моего прихода в школу у нас начинала учиться Ирина Ондар, сейчас преподающая в Париже. Нелли Салчак окончила Бурятское хореографическое училище, сейчас она у нас в школе преподаёт. Алина Суге-Маадыр в Москву уехала, и там её сразу в школу-балет «Тодес» взяли. Лера Сагачева поступила с ходу в Московскую школу имени Лавровского, туда очень трудно попасть, это очень большое достижение. Коля Горбанюк поступил в Новосибирский институт культуры и искусств.

Почти все, кто из Тувы уехал, продолжают заниматься хореографией, а те, кто остался, находят другое призвание – у нас в республике мало «хореографических возможностей».

Когда наши дети уезжают в другие города, там очень удивляются: как это в каком-то далёком Кызыле дают такую школу. Классическая школа – это же очень сложно. Лидеры здесь – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Воронеж. А когда из Тувы приезжают и умеют стоять в балетных позициях, это многих удивляет.

Учить детей очень сложно. Мы же учим на пальцах. Мы росли, и в училище каждый день видели балетный спектакль. И нам хотелось танцевать так же. Мы понимали, что такое балет. А в Кызыле дети не знают настоящего балета. У нас, конечно, есть пособия – море видеокассет. И я им показываю: вот, дети, смотрите – это «Жизель», это «Дон-Кихот». Но через видео особую атмосферу балета не почувствуешь. Эмоционально видео не заряжает.

ИЗ ШКОЛЫ МЕНЯ УВЕЗЛИ НА "СКОРОЙ"

– Ваш основной принцип в творчестве?

– Профессионализм. Не люблю дилетантов, которые выдают себя за профессионалов.

Раиса Стал-оол берёт автограф у знаменитой балерины Натальи Макаровой. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002 год.– Артистам балета не позавидуешь. Ежедневные репетиции, спектакли – колоссальные физические нагрузки! И плюс ко всему – неизбежные травмы. А вы когда-нибудь получали травмы во время выступлений?

– Во время выступлений и учёбы – никогда. А вот когда уже работала вшколе, когда я показывала балетные движения, у меня случился разрыв мениска (повреждение колена). Из школы меня увезли на «скорой». Мне врачи сказали, что надо срочно делать операцию, но я не верила, ходила к шаманам, правила ноги. И только через три года перенесла операцию и сейчас уже, конечно, так, как прежде, двигаться не могу.

– Ваш любимый балет?

– Балет «Жизель» – самый первый, увиденный мною. Там как раз танцевала моя любимая преподавательница Лариса Петровна Сахьянова, она была не просто танцовщицей, она была актрисой. И в этом старом романтическом балете она так сыграла, что для десятилетнего ребёнка это было потрясением. Я сидела и плакала.

– К шестидесятилетию вхождения Тувы в состав России вы готовите что-нибудь особенное?

– Да. Мы готовим третий акт балета «Щелкунчик», солисты будут приглашены из Москвы, а всё остальное будут танцевать наши дети. Выступление уже внесли в план проведения юбилейных торжеств.

– Гениальная актриса Фаина Раневская заметила: «Балет – это каторга в цветах...» Вы согласны с ней?

– Полностью согласна. Мне ужасно хочется, чтобы наш зритель понял, что хореография – это не просто так: вышел на сцену и станцевал. Балет – это страшная каторга, когда артист работает и работает до изнеможения. Потом выходит и дарит зрителю сказку. Вот это – балет. А в Туве сказки не видели, потому что у нас нет такой каторги. Без каторги нет сказки.

Фото из архива Раисы Стал-оол.

Коллаж на первой полосе

Татьяны Седип.

УСПЕХИ АНСАМБЛЯ «АЛАНТОС»:

1996 год – ­ второе место наМеждународном конкурсе «Подмосковные вечера».

1997 год – первое место во Всероссийском конкурсе «Тихвинский Лель», в этом же году ансамбль удостоен Министерством культуры РТ звания «Образцовый ансамбль».

1998 год – первое место в межрегиональном конкурсе в Абакане «Час-Ханат».

1999 год – первое место в конкурсе имени Годенко в Красноярске.

2000 год – участие в фестивале тюркоязычных народов в Стамбуле, где выступление этого коллектива произвело такое впечатление, что в 2001 году «Алантос» был приглашен вторично, причем, все расходы взяла на себя турецкая сторона.

2002 год – участие в передаче-конкурсе «Утренняя звезда».

2003 год – главное достижение ансамбля: гран-при конкурса «Весёлая радуга»в Одессе.

Фото:

1. «Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками”.  В первом классе хореографического училища,  1974 год.

2. Раиса – выпускница хореографического училища – на фоне Бурятского академического театра оперы и балета.

3. «Танец богини». Дочь Александра внизу слева, 1997 год.

4. Учимся балету. 2000 год.

5. «Всемирный курултай тюркских народов». Стамбул, Турция, 2000 год.

6. Раиса Стал-оол берёт автограф у знаменитой балерины Натальи Макаровой. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002 год.


Евгений АНТУФЬЕВ
http://www.centerasia.ru/issue/2004/25/1102-bez-katorgi-net-skazki.html