газета «Центр Азии» №23 (11 18 июня 2004) Конкурс ФОТОПАМЯТЬ: ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ РОДИНЫ11 июня 2004 г. |
|
КАК МЫ БЕСЕДОВАЛИ С ФУРЦЕВОЙ О ТУВИНСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ Направляю на конкурс «Фотопамять» фотографии шестидесятых годов – из моего альбома. С ними связана история, которую хочу рассказать. В мае 1961 года я был назначен заместителем начальника управления культуры облисполкома Тувинской автономной области, а с октября этого же года – заместителем министра культуры Тувинской АССР. Убедил меня пойти на этудолжность секретарь обкома КПСС Кужугет Шойгу. С ним было очень приятно работать, он всегда заражал окружающих своим оптимизмом и уверенностью, которые помогали решать даже, казалось бы, неразрешимые задачи. Мой предшественник в управлении культуры Василий Куренёв, отдавая мне ключи от пустого сейфа, изрёк: «Я проработал здесь три года и ничего не сделал. Тебя ожидает то же». Странно, подумал я, что он этим хотел сказать? «Ну, что ж, посмотрим», – заметил я. В кабинете начальника управления, а им был Леонид Чадамба, я увидел сваленные в углу подобия тувинских музыкальных инструментов. Заметив, что я внимательно их рассматриваю, Леонид Борандаевич улыбнулся: «Эти предметы привёз мастер из хорового общества России Шошин. К сожалению, они звучат плохо». Потом добавил: «Тысяч сорок мы потратили на модернизацию инструментов, а толку никакого». Вошёл Шошин и стал объяснять, какие материалы были использованы для изготовления инструментов... Через год или два (министром тогда был М.С. Хомушку) Шошин привёз новый вариант инструментов. Вроде бы, получше они стали звучать. Решили позвать специалиста. Пришёл концертмейстер театра Александр Лаптан, он поиграл немного, поморщился и отдал инструмент мне: «Теперь ты играй». Потом спрашивает: «Ну, как?» «Да, что-то звучание глухое», – отвечаю. Жалко было смотреть на Шошина. Его руки опустились, и он произнёс: «Не знаю, что делать». В 1966 году работники культуры областей и республик – участники российского семинара, были приглашены на встречу с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. В Министерстве культуры РСФСР нас строго-настрого предупредили: «Вопросов Фурцевой не задавать!» Почему не надо задавать, до сих пор мне не понятно. Ну, ладно. Не задавать, так не задавать. Встреча с Екатериной Фурцевой была назначена на два часа дня. Пришли. Ждём. Министра нет. Минут через 20 она вышла с двумя помощницами. Долго усаживалась. Оглядела присутствующих в зале и так мягко, словно в домашней обстановке, сказала: – Я вас слушаю. Вот те, на! А как же запрет на вопросы? Первым решил нарушить молчание я. Представился, кто я такой, и говорю: – Екатерина Алексеевна, Министерство культуры Тувы заключило договор с хоровым обществом России о модернизации тувинских национальных музыкальных инструментов на основе музыкальных традиций народа. Дело в том, что тувинские музыкальные инструменты создавались для камерного исполнения, а точнее – в юрте. Мы же хотим, чтобы они обладали хорошим, красивым и сильным звучанием в больших залах. А хоровое общество с решением этих задач не справляется. Не могли бы вы помочь республике найти другую организацию, способную решить эту проблему? Фурцева подняла сидящего в зале замминистра культуры РСФСР Е. Зайцева: – Объясните, почему Министерство культуры России не решает такие вопросы? Зайцев начал говорить о том, что Министерство помогает Туве… Но тут Фурцева резко оборвала его: – Сядьте, товарищ Зайцев! Я знаю эту республику. Всего два года назад тувинцы блестяще показали своё самобытное искусство в Кремлёвском театре. Был такой театр в Кремле. Он находился на территории Кремля в 50 метрах от Спасской башни. Концерт наших артистов состоялся в 1964 году, 16 октября. Далее Фурцева сказала, что республике надо помогать. – Займитесь этим, товарищ Зайцев, – закончила реплику Екатерина Алексеевна. Министерство культуры Тувы не стало надеяться на дядю, то есть на Зайцева, и объявило в республике конкурс, приглашая мастеров приносить изготовленные своими руками музыкальные инструменты. Итоги конкурса превзошли все ожидания. В районах нашлось немало местных страдивари, которые привозили на суд жюри бызаанчы, дошпулууры, игилы… Особенно запомнился мастер миниатюрных поделок из дерева Окаанчык, которыйпринёс в Министерство культуры бызаанчы. Инструмент был оригинален и звучал так, словно пел. Пётр Самороков, г. Воронеж |
|
http://www.centerasia.ru/issue/2004/23/1086-fotopamjat-istorija-semi-istorija-rodiny.html |