газета «Центр Азии»

Четверг, 28 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №23 >ВСАДНИК С КНУТОМ И ОРЁЛ С ЯДЕРНОЙ БОЕГОЛОВКОЙ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ВСАДНИК С КНУТОМ И ОРЁЛ С ЯДЕРНОЙ БОЕГОЛОВКОЙ

Интернет-окошко ЦА №23 (11 — 18 июня 2004)

В мае гостевая книга интернет-«ЦА» пополнилась двухсот тремя письмами. Из наиболее примечательных переписок отмечу общение засаянской молодежи с кызыльчанами: продолжение переписки по поводу национальной идеи, которую инициировал Андрей Чымба; обсуждение нового варианта герба республики, по поводу чего читателям давала пояснения Марина Чанзан.

В СПОРЕ ИСТИНА НЕ РОЖДАЕТСЯ

Андрей Чымба: ловлю кадр в любом положении! На фестивале «Устуу-Хурээ» в Чадане, возле юрты газеты «Центр Азии». Июль 2003 года.Тележурналист Андрей Чымба в апреле подбросил «дискуссионерам» свои вопросы по национальной идее и, наконец, дождался момента, когда и его самого озадачили его же собственными вопросами. Активист Виталий Петров не успокоился, пока его собеседник не написал ответ:

«Тема больше риторическая и найти ответ вот так сразу в интернете – смешно. Америка много крови себе и другим пустила, чтобы осознать свою Великую американскую мечту. Честно говоря, у меня лично ответа нет. Хотя считаю, что любая идея начинается с мечты. По-моему, Чернышевского ещё не выкинули из школьной программы, а славной русской интеллигенции именно он задал вопрос-установку: «Что делать?». А дальше те додумали: «Кто виноват?».

Насчёт культуры и спорта. Да, они у нас выжили, но какой ценой это даётся? Пример –фестиваль «Устуу-Хурээ». Местный андеграунд, которого в конце-концов может подмять под себя официоз и попсовый настрой на рынок. А всё потому, что хочется быть честным и богатым. Оказывается, так не бывает. Не пропустите в июле. В Чадане на натуре и поговорим. Спорт профессиональный без народа, без массовой «физ-ры», как шар без воздуха. Ничто отдельно не развивается, ибо всё взаимосвязано....

Лично я не прочь помечтать о Туве как об острове с развитой культурой, спортом, сельским хозяйством, этаким «Диснейлэндом», в котором катализируются, апробируются впервые в мире все передовые идеи. Сказочная страна должна излучать волшебство! Пока этого нет наяву, пусть это будет моей фишкой. Не люблю спорить, потому что давно и бесповоротно понял на своей шкуре: «В споре не рождается истина, в лучшем случае – компромисс, а это совсем другое. Надеюсь, что я ответил».

НЕ ГОТОВЬТЕСЬ К ЭКЗАМЕНАМ В ИНТЕРНЕТЕ!

Соглашусь с Андреем, что тему раскрывать, тем более истину искать в интернете – странно. При этом сделаю уточнение: речь идет о поиске «в Интернете». Отдельно скажу о поиске «с помощью интернета». Не понимаю, когда студенты ищут в сети источники для написания своих курсовых и дипломных работ. И порой считают, что раз чего-то нет в интернете, значит, нет вообще в природе.

Однажды была свидетелем нелепейшей ситуации на экзамене. Сдавался не какой-то рядовой экзамен, а кандидатский минимум. Аспирантка долго вымучивала ответ на экзаменационный вопрос. После одного особо замысловатого изречения мученицы экзаменатор опрометчиво спросила, по какому учебнику готовилась девушка. Та невинно ответила: «В интернете читала»… Седая дама, воспитанная на энциклопедиях, на фолиантах, и на дух не переносящая никаких «интернетов» и «мэйлов», схватилась за сердце и побагровела. Завершу кратко: был скандал.

Разумеется, всемирная информационная паутина каждый час, каждую секунду пополняется сведениями о достижениях человечества в различных областях знания.Но это не даёт повода считать её единственным ресурсом. Только работа в библиотеках, в архивах поможет по-настоящему учёбе.

Но другое дело, когда интернет рассматривается как одно из средств. Здесь нет расстояния. Есть мысли, идеи, мнения, которые могут переноситься электронными способами мгновенно до других людей. Благодаря этому формируется сообщество единомышленников, оппонентов, даже противников. И связи в этом сообществе поддерживаются до тех пор, пока люди этого хотят сами: они нашли средство для единения.

Что же касается национальной идеи, то эта тема также требует постоянного обсуждения, обмена мнениями, кристаллизации. И в данном случае виртуальная площадка газеты может быть одним из средств для поиска истины.

ГОСУДАРСТВО-ПРИЗРАК

Марина Чанзан у развалин Верхнечаданского храма «Устуу-Хурээ». Июль 2003 года.Обсуждение национа-льных символов было продолжено читателямипосле материала советника информационно-аналитического управления Законодательной палаты Великого Хурала РТ Марины Чанзан «Ускачет ли всадник с тувинского герба?» («ЦА» № 19, 2004 г.).

Молодёжь в микромодели повторила дебаты тувинских парламентариев, правда, выдвигая свои, специфические и порой бредовые аргументы.

Анонимный автор, первым откликнувшийся на публикацию, 14 мая написал: «Я против того, чтобы на гербе Тувы был изображён всадник с кнутом. Это же прямая агитация ношения ножа. И без того худо-бедно студенты за Саянами пытаются отмыться от клички «хирургов», вдобавок и в самом уважаемом государственном документе появится наше национальное отродье.Господа депутаты, найдите что-нибудь лёгкое, мирное, а то намёк на воинственность слишком очевиден».

Примерно в таком же духе и остальные принялись критиковать новый вариант герба.И кнут не в тему, и Солнце явно испуганное-хмурое, даже не Солнце, а Марс какой-то, и автомат Калашникова можно в таком разе использовать… Издевательства дошли до того, что поступило предложение:давайте ядерную боеголовку двуглавому российскому орлу впихнем в лапы, и все нас будут бояться!

В ответ на эти письма автор статьи Марина Чанзан дала свой ответ:

«Спасибо за отклики. Ваше общее настроение понятно. Но будет лучше, если выдвинете конкретные предложения. Бурная фантазия по поводу ножей, «калашей», к сожалению, неконструктивна. Если будет что-то дельное, знайте, что ваше мнение будет максимально приближено к тем, кто принимает законодательные решения.

На мой взгляд, всадника можно оставить. Хотя бы в знак уважения к уникальному факту. В двадцатые годы прошлого столетия небольшой по численности кочевой народ в Центре Азии в сумасшедшем вихре перемен сумел создать свое независимое государство. Нарисовали наши предки всадника на гербе – пусть так и будет. Кстати, на гербах множества стран историческая обусловленность изображения имеет очень глубокую ретроспекцию, вплоть до изображения различных мифических существ. Отражать на гербе какие-то особенности характера – абсурд. Это, скорее, тема для анекдотов. А проявить уважение к собственной истории и сохранить преемственность – это совсем неплохо.

История у нас уникальная. Вы только представьте: на заре прошлого века собрались чуть больше сотни совсем небедных тувинцев во главе с Буяном Бадыргы и решили создать не ханство (более понятное им) с одним правителем, а РЕСПУБЛИКУ. Интересы народа были выше личных интересов и амбиций. По большому счёту, ТНР – это государство полупризрачное. Но стоит ли по этому поводу сильно расстраиваться? История такая, какая она есть. Она не может быть плохой или хорошей. Она уже случилась, просто надо выработать к ней правильное отношение. И постараться сохранить символы той эпохи, в том числе герб, чтобы ТНР окончательно не стало государством-призраком».

К этому исчерпывающему ответу Марины добавлю от себя только недоумение по поводу ножа, ношение которого читатели расценивают как признак национального отродья. Ясно, доказывается на самом деле обратное: мы не отродье, и ножи, кнуты – являются атрибутами мужественности в традиционной тувинской культуре. Но даже в таком «зазеркальном» представлении о себе и своём народе хвататься за крайности скинхедовского происхождения, по-моему, значит – подогревать в себе нездоровый анти-национализм, который ни к чему хорошему не приведёт. Защита методом агрессивной неприязни? Кому она нужна?

ОХ, УЖ ЭТО ЖЕНСКОЕ КОВАРСТВО!

Во второй половине месяца в гостевой разыгрались нешуточные страсти. Обсуждение, разбавляемое пространными стихами меланхолических личностей, шло параллельно по нескольким направлениям: по вопросам религии, по поводу человеческих инстинктов, а также распалила всех монгольская тема.

Читатель Чоно 25 мая привёл выдержку из жизнеописания простых монгольских работяг в Улан-Баторе с несколькими мобильными телефонами на семью, с вечеринками после работы в офисе, с интернетом, с кабельным телевидением и прочими достижениями цивилизации. Почему-то эта картинка привела к тому, что по гостевой разлилась прямо-таки лужа скептицизма постоянных «дискуссионеров». Временно не участвуя в дискуссиях в эти дни, по возвращении я обнаружила поле битвы. Спор был тяжёлым, с националистическим запашком, и явно утомил всех и вся.

Из этой ситуации искусно и с большим чувством юмора вывела спорщиков умная девушка. Наталья Зорина из Томска осветила своей жизнерадостностью наши дебри: «Ой, как забавно читать исторические справки, причём, полностью несовместимые друг с другом! По-моему, вам обоим стоит писать фэнтази, уверена – разбогатеете. J Виталик, как я заметила у тебя в интернете появилась тень под ником Guz, говоря по-научному, твоё анти-эго. Что бы ты не написал, она, во-первых, тебя передразнивает, во-вторых, противоречит (причём, всегда и во всём), и, в-третьих, в отличие от тебя она анонимна. Делаю вывод (чисто женский): я так чувствую, что это твоя «тень» – девушка, которую, Виталик, ты чем-то обидел. И она так тебе мстит. Ох, это женское коварство! Подумай сам, как может какой-нибудь парень так долго и так целенаправленно тебя пытаться дискредитировать? Уж очень это по-женски. Виталий, советую тебе, будь мужественен и постарайся не пререкаться со своей «тенью», игнорируй ее реплики. В общем, рано или поздно она от тебя отстанет, поняв, что ловить ей больше нечего. Настоятельно ей рекомендую подыскать себе нового парня, а не писать всякие гадости в гостевой».

С НОВЫМ КАНДИДАТОМ НАУК!

Благодарю своих подписавшихся майских собеседников: Виталия Петрова, Наталью Зорину из Томска, Андрея Чымба, Андияна Чымба, Кызыла Куулара, Марину Чанзан из Кызыла, Хеймер-оола Ооржака, Ролана Ооржака из Москвы, Адыгжы Куулара из г. Туркестан (Казахстан), Алексея Сотникова из Новосибирска, Сайзану Сырат, Мергена Кырлыг-Кара из Красноярска, Алексея Оюна из г. Эскишехир (Турция), Евгения Сюрюна из Улан-Удэ.

Оговорюсь, что за рамками обзора остаётся очень много интересного из нашей ленты переписок, обмена мнениями. Частично это происходит из-за отсутствия возможности напечатать все письма, а частично – из-за того, что письма не подписываются полностью их авторами.

Когда материал готовился к печати, из Новосибирска пришло приятное сообщение. Поздравляем нашего постоянного участника дискуссий Алексея Сотникова с успешной защитой кандидатской диссертации по математическим наукам!

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ

 (голосов: 4)
Опубликовано 11 июня 2004 г.
Просмотров: 6813
Версия для печати

Также в №23:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru