газета «Центр Азии» №21 (28 мая — 4 июня 2004)

ЮБИЛЕИ – СЕГОДНЯ, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – ПОСЛЕЗАВТРА

28 мая 2004 г.

«Глава правительства республики, внешне вроде бы тихий, вдумчивый человек, часто бывает в Москве. Тихим голосом ставит вопросы, но добивается своего. Такой хитрый восточный подход», – так, с федеральной точки зрения, охарактеризовал Шериг-оола Ооржака Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства Российской Федерации, возглавляющий оргкомитет по подготовке и проведению празднования 60-летия вхождения Тувы в состав России и 90-летия Кызыла.

В ходе выездного заседания федерального оргкомитета, прошедшего 21 мая в Доме правительства РТ Алексей Гордеев отметил, что в целом, посетив строительные объекты, удовлетворён ходом подготовки республики к юбилейным торжествам: «Высокая степень готовности. Есть движение вперёд». Особое удовлетворение выразил он качеством тувинской водки, которую попробовал сразу, в день приезда: «Хорошее качество».

Алексей Васильевич заметил, что, на его взгляд, Туве особенно повезло с сенаторами, представляющими её интересы в Совете Федерации – Людмилой Нарусовой и Сергеем Пугачёвым, а из местных руководителей особо выделил министра образования Петра Морозова: «Профессионал до мозга костей».

Людмила Нарусова, в свою очередь, отчиталась перед участниками совещания о проделанной работе: «Свою задачу вижу, простите за жаргон, в выбивании дополнительных денег». Она особо подчеркнула, что юбилеи приходят и уходят, а смотреть надо вперёд. Это перспективное видение заключается для неё в реанимированной идее строительства в Туве железной дороги, от которой она не собирается отказываться, не смотря на неоднозначную оценку этой идеи в прессе. «Мы уже включены в перспективную стратегию Российской Федерации до 2020 года. Есть задание по подготовке проекта. Думаю, всё удастся».

Начальник Красноярской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» Владимир Супрун полностью поддержал идею, считая её очень выгодной и для республики, и для железнодорожников: дополнительные рабочие места, большой объём планируемых перевозок. Возить из Тувы будем коксующийся уголь и редкие металлы. Что же касается трудностей в строительстве, то это, по его мнению, тоже – не проблема: опыт прокладки «магистрали века» уже накоплен – БАМ (Байкало-Амурская магистраль).

«Самым масштабным проектом» назвал проект разработки месторождения коксующихся углей Сергей Пугачёв, доложивший участникам заседания, что первая партия тувинского коксующегося угля будет реализована на Магнитогорский металлургический комбинат, переговоры с которым уже ведутся. Сенатор остановился так же на проблеме окончания строительства нового православного храма, при посещении которого им было дано обещание о финансовой поддержке «Межпромбанка», с тем, чтобы закончить строительство к 10 сентября – дню официального празднования тувинских юбилеев.

О дополнительных деньгах, «специально на юбилеи», которых ожидало далёкое от знакомства со строгими бюджетными нормами и правилами федерального финансирования население, на совещании речи не велось. Всё финансирование – в рамках лимитов и федерального бюджета, целевых программ. Но всё же – в приоритетных, особых условиях. На совещании сквозила мысль: оказывая Туве особое юбилейное внимание и поддержку, федеральный центр ждёт от её руководства и ответных шагов по умелому использованию этой поддержки, выходу из кризиса и хронической дотационности.

Члены оргкомитета остались довольны традиционным горячим тувинским приёмом и в Кызыле, и в Пий-Хемском кожууне. Следующее заседание юбилейного оргкомитета Алексей Гордеев назначил на начало августа. Оно пройдёт в Москве.

Будет ли Владимир Путин лично участвовать в праздновании, примет ли приглашение Шериг-оола Ооржака на юбилейные торжества? От ответа на этот вопрос тоже многое зависит. Этот момент оценивается как особо значимый для имиджа руководства республики и статуса региона.

На снимке: Ну, чем не жених? Людмила Нарусова и первый заместитель Председателя Правительства РТ Александр Брокерт. Только это не свадьба, а встреча московской делегации в тувинском аэропорту. 20 мая 2004 года.

Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2004/21/1043-jubilei-segodnja-zheleznaja-doroga.html