газета «Центр Азии» №20 (21 — 28 мая 2004)
Люди Центра Азии

«КОГДА КАСАЕШЬСЯ БОЛИ ЛЮДСКОЙ – МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

21 мая 2004 г.

С утра он спешит на работу. Обход больных в стационаре, приём, административные обязанности. Рабочий день наполнен делами и заботами. И так – день за днём, все 24 года.

Владимир Савилов у постели тяжелобольного. 80-е годы.Его знают в селе Черби и стар, и млад: доктор Владимир Савилов – главный врач участковой больницы. Владимир Степанович своими руками создавал эту больницу, организовал и воспитал дружный коллектив медицинских работников.

Он – уважаемый в селе человек. С пациентами доктор обращается одинаково ровно, демократично. Начальник, преуспевающий коммерсант, преклонного возраста старик, безработный – все для него равноправные больные. Каждого Владимир Степанович окружает вниманием и заботой.

Весёлой шуткой, подкупающей улыбкой доктор Савилов на приёме «расковывает» пациента, общение врача и больного происходит в доверительном тоне, без утайки и недомолвок.

Помню первое знакомство с больницей. Тогда в стационаре лечился мой двоюродный брат – бывший чабан СандакСат, который вырастил не одну сотню овец, работая в совхозе «Кара-Хаак». Я зашёл навестить его. Приятно удивила чистота: белоснежные простыни и наволочки, аккуратные тумбочки у постелей больных. В холле телевизор, мягкая мебель. Много комнатных цветов. На территории больницы – зелёные насаждения, аллея берёз вперемежку с елями, установлена беседка для выздовавливающих. Ухоженные клумбы, дощатые тротуары...

А родственнику моему 83 года. Он живет у дочери в Кызыле, но когда становится невмоготу, старик едет в Черби, к эмчиСавилову, чтобы поправить своё пошатнувшееся здоровье.

Это обстоятельство и определило мой первый вопрос доктору.

– Владимир Степанович, я знаю, что многие селяне предпочитают лечиться у вас, даже из города едут сюда. В чём секрет?

– Это не всегда так. Если больному нужен врач-специалист узкого профиля, то мы даём ему направление в медицинские учреждения Кызыла. В остальном полагаемся на самого больного, который волен выбирать место своего лечения. Если хотят лечиться у нас – пожалуйста.

Наша больница – одно из подразделений Кызыльской центральной кожуунной больницы, работаем мы по системе обязательного медицинского страхования. У нас в стационаре 25 больничных коек, имеется амбулатория, клиническая лаборатория, физиокабинет. Есть аптечный пункт.

Доктор смеётся.В прошлом году открыли стоматологический кабинет, он оснащён современным медицинским оборудованием. Работает в нём выпускница Кызыльского медицинского училищаТатьяна Петунина. Наша больница обслуживает около трёх тысяч человек, проживающих в селах Черби и Кара-Хаак Кызыльского кожууна.

– В обыденном сознании закрепилось, что на селе многие люди привыкли лечиться «своими средствами». Ваше мнение по этому поводу.

­– Представьте больного, у которого кровяное давление упало до сорока. Еще немного времени – и сердце остановится. Или человек потерял много крови… Инсульт, эпилепсия, да мало ли болезней, которые могут иметь летальный исход... Своевременная медицинская помощь в таких случаях просто необходима.

Чтобы избежать чрезвычайных происшествий, у нас предусмотрен такой порядок: ночью, в экстренных случаях, люди могут обратиться в больницу или к дежурному фельдшеру на дом. Ведь в деревне все друг друга знают.

– Каким вы представляете идеального врача?

– Настоящий врач не только профессионал, но и гуманист – в философском смысле этого слова. Врач должен, как это ни высокопарно звучит, жить жизнью пациента, болеть болью больного. Когда больной доверится врачу, между ними устанавливается некий психологический контакт. Тогда шансы победить болезнь многократно увеличиваются. Врачу всегда надо помнить: когда дело касается боли и страданий людей – мелочей не бывает.

Эмчи, вы уже давно живёте в Туве. Как вы попали сюда, откуда вы родом?

– Вырос я в южном Казахстане, Джамбульская область, село Красногорское.Отец мой, Степан Семёнович Савилов, фронтовик, командир минометного дивизиона. Закончил войну в Японии. Потом работал в колхозе механизатором. Выращивал хлеб, свёклу.

Нас сызмальстваприучали к труду. В нашем саду росли груша, слива, алма-атинский апорт, абрикос. К плодоносным деревьям у нас было отношение особое, ухаживали за ними, как могли.

Моя мама, Анна Александровна Савилова, работала медицинской сестрой. Школьником я часто бегал к ней на работу. Можно сказать, что атмосфера сельской больницы знакома мне с детства. Может тогда в моей душе и зародилось желание стать врачом.

Я благодарен родителям. Их уже нет на этом свете. Отца я похоронил на кладбище села Черби. Из четырёх братьев и сестёр сейчас нас осталось трое.

Томский медицинский институт я заканчивал вместе с женой Ириной. Она училась на фармацевтическом, а я – на факультете педиатрии.

altПосле вручения нам дипломов о высшем медицинском образовании в институт приехали представители регионов. Туву представлял главный врач республиканской детской больницы Юрий Васильевич Карымов. Его красноречию и крепкому убеждению в достоинствах засаянской республики я обязан тем, что я нашёл на тувинской земле вторую родину. Шутка ли, тогда около сорока молодых врачей изъявили желание работать в Туве. Было это в 1976 году.

Ехали в Туву по Усинскому тракту. Глазели на хребты Саян, вдоль дороги, внизу, росли вечнозелёные ели, кедры, пихты. Пейзаж необыкновенный. Спустя годы я понял, что и люди здесь под стать природе. Работящие, с открытой душой.

Сначала работал педиатром, потом педиатром Кызыльского района, затем стал главным врачом Кызыльской районной больницы. Дали нам с женой Ириной Юрьевной новую двухкомнатную благоустроенную квартиру в Кызыле. Стал членом КПСС…

– Владимир Степанович, в настоящее время охаивать коммунистическое прошлое, в какой-то мере, стало признаком хорошего тона. Что вы думаете по этому поводу?

– Почти 80 лет социалистического развития невозможно вычеркнуть из истории России. Тогда мы были сверхдержавой. Всё это – итог напряжённого труда многомиллионного народа. Помнится, тогда только лентяй не мог найти работу. На пенсию можно было не только прожить, но и купить одежду, медикаменты. Главное, люди относились друг к другу более гуманно, чем сейчас. Об этом и другом можно рассуждать и спорить очень долго…

– Почему вы покинули пост главного врача Кызыльской районной больницы?

– В 1980 году меня вызвали на бюро Кызыльского райкома партии и дали первое партийное поручение. В то время в пустовавшем здании школы села Черби собирались открывать сельскую больницу. Я, как молодой коммунист, должен был возглавить новый коллектив медицинских работников.

В посёлке встретили меня хорошо, предоставили квартиру. На общем собрании С коллегой Георгием Токаревым (слева) на спортплощадке у общежития врачей-интернов. работников больницы было единогласно решено: строить больницу своими силами. Оборудование кабинетов, внутренняя отделка здания больницы велись в свободное от работы время. Медицинские сёстры, санитарки, повара, кочегары – все работали с энтузиазмом, не жалея ни сил, ни времени. Они были убеждены в том, чтомалых дел не бывает. Всё это нужно обществу, стране. Такое было время, так нас воспитывали.

Организовывали субботникипо благоустройству территории больницы. Соревнования по волейболу, баскетболу, концерты художественной самодеятельности – всюду поспевали члены коллектива.

Открыли мы больницу в намеченный срок. Этотдень был общей радостью для всехжителей села.

Коллективное фото. Основатели Чербинской участковой больницы. В первом ряду (слева направо): медицинская сестра Е. Сат, повар Н. Скиданова, Р. Бочегурова, Т. Сымчан-оол, прачка В. Капустина; стоят: М. Тас-оол, Т. Коломысова, Е. Горбунова, Н. Рукавченко, санитарка В. Кожевникова, повар Л. Артамонова, врач В. Савилов. 80-е годы.С благодарностью вспоминаюмедицинских сестер, которые работали с первыхдней открытия сельской больницы: Галину Шамину, Тамару Сымчан-оол, Ирину Тас-оол, Наталью Рукавченко, Елизавету Сат, Анну Симакову. Теперь они на пенсии, воспитывают внуков.

В моём кабинете до сих пор стоит переходящее Красное Знамя – свидетельство ударной работы наших ветеранов. Шесть лет подряд мы завоёвывали это знамя, становясь лучшим коллективом среди сельских больницМинистерства здравоохранения Тувинской АССР.

– Повышение, высокая должность в городе. Не посещала ли вастакая соблазнительная мысль?

– Нет и ещё раз нет. Я не карьерист. Просто я люблю свою работу. В этом, может быть, смысл моего существования.

В конце восьмидесятых годов бывший заместитель министра здравоохранения Тувинской АССР ОпанасХурбаевнич Ондар предложил мне должностьглавного врача республиканской детской больницы. При всем уважении к ОпанасуХурбаевичу, я тогда от его предложения отказался. Уверен, что поступил правильно. Чербинская участковая больница для меня каксвое дитя. А хороший отецне оставляет детей на произвол судьбы. Да и к односельчанам привык, они стали мне родными.

– Ваше увлечение на досуге?

– Я – южанин. На юге люди благоговейно относятся к кормилице-земле. Щедра и сибирская земля, если приложить старание и труд. Люблюкопаться в огороде. Этот «физическиймоцион» вызывает у меня хороший аппетит, крепкий сон и душевное равновесие.

На приусадебном участке у насрастут ранет, чернаяи красная вишня, малина, смородина и крыжовник. Выращиваем также помидоры, огурцы, арбузы, баклажаны. Тон в работе задаёт моя жена Ирина Юрьевна.

– Расскажите о своей семье.

Супруги Савиловы в первый год работы в Туве. 1976 год– О близких людях говорить трудно. Все эти годы мы с женой идём рука об руку. Она сейчас заведует аптечным пунктом. Работу свою любит, квалифицированно обслуживает население села. Если сказать коротко, то она для меня – опора и поддержка.

У нас говорят, что от женитьбы зависит вся дальнейшая жизнь человека. Супружество – это шаг судьбоносный…

– Познакомились мы с Ирой на волейбольной площадке. Тогда мы оба были разрядниками, защищали честь института на городских соревнованиях. Общность интересов была не только по части спортивной, я думаю. С робкого приглашения в кино всё и началось. Поженились в студенческие годы, когда я учился на четвёртом курсе. Была шумная и весёлая свадьба в студенческой столовой, приехала родители невесты – отец, Юрий АлескандровичКотенко, инженер-строитель и мать, Лидия Николаевна, врач-рентгенолог. С тех памятных дней прошло более тридцати лет. И сейчас я думаю, что родился под счастливой звездой.

– Слышал много интересного о вашей дочери.

– Татьяна – гордость семьи. Чербинскуюсредную школу она окончила с золотой медалью. Успешно сдала экзамены в Барнаульский лингвистический институт иностранных языков. Сейчас наша дочь учится на третьем курсе, изучает сразу три языка: английский, французский и немецкий.

Учителя Чербинской средней школы рано заметили у неё способности к языкам. С двенадцати лет Танечка изучала английский язык самостоятельно. Три года самообразования по методу европейской школы корреспондентского обучения принесли плоды. Она могла уже переписываться с американскими сверстниками, смотреть недублированные англоязычные фильмы.

Усовершенствовать английский и подготовиться к поступлению в вуз нашей дочери помогла преподаватель Тувинского государственного университета Роланда Николаевна Конгар, дочь знаменитой тувинской актрисы и певицы ХургулекКонгар. Таня каждую субботу ездила на занятия в Кызыл.

– Вы – Заслуженный врач РТ, Отличник здравоохранения России. Четыре года тому назад награждены медалью РТ «За доблестный труд». Ваши первые чувства и мысли при получении этих престижных званий и наград?

– Как и всякий человек, я ощущал радость. Признателен нашему правительству за высокую оценку моего врачебного труда.

А мысли… Они были в противовес радостному восприятию жизни. Было понимание ещё большей ответственности за больных, за коллектив, которым руковожу. И, конечно же, решимость работать.

– Что значит для вас уважение людей?

– По-моему, уважения людей достигают натуры с богатой духовной культурой, которым до всего есть дело. Человек с узкими меркантильными интересами, глубоко не вникающий в понятия «Родина», «народ», «общество», для меня неинтересен и жалок.

Думаю, уважения людей добиваются всей жизнью, делами и поступками. Люблю людей, которые честно зарабатывают свой хлеб насущный. Отрицательно отношусь к бездельникам, пьяницам и всем тем, кто зарится на чужое добро. Расслабляться, падать духом в трудное время для страны непозволительно. Надо жить с надеждой, верой в наш многострадальный народи Россию.

Скоро буду отмечать 30-летие работы в системе здравоохранения республики... Думаю, подводить итоги еще рано. Радует молодежь, которой в нашем коллективе большинство. Молодые тянутся к новому, это хороший признак. Уверен, молодые достойно продолжат эстафету старшего поколения.

·В свои 57 лет врач Владимир Савилов полон сил и энергии. Все его усилия направлены на то, чтобы коллектив сельской больницы шел в ногу с требованиями времени.

И поныне Чербинская участковая больница – одна из лучших сельских учреждений здравоохранения. И идут, и едут люди к своему эмчи.

Беседовал

Маадыр-оол Тулуш,

сельский корреспондент,

с. Черби Кызыльского кожууна.

Фото из архива семьи Савиловых.

 

Фото:

1. Владимир Савилов у постели тяжелобольного. 80-е годы.

2. Доктор смеётся.

3. Хор Чербинской участковой больницы на смотре художественной самодеятельности. Кызыл. 1982 год.

4. С коллегой Георгием Токаревым (слева) на спортплощадке у общежития врачей-интернов. Кызыл, 1978 год. (Георгий Токарев, детский хирург, погиб, когда рейсом санавиации летел в Тоджу по срочному вызову).

5. Коллективное фото. Основатели Чербинской участковой больницы. В первом ряду (слева направо): медицинская сестра Е. Сат, повар Н. Скиданова, Р. Бочегурова, Т. Сымчан-оол, прачка В. Капустина; стоят: М. Тас-оол, Т. Коломысова, Е. Горбунова, Н. Рукавченко, санитарка В. Кожевникова, повар Л. Артамонова, врач В. Савилов. 80-е годы.

6. Супруги Савиловы в первый год работы в Туве. 1976 год.



http://www.centerasia.ru/issue/2004/20/1032-kogda-kasaeshsja-boli-ljudskojj.html