«Звенящая нежность» – особый танец, хореографическая визитная карточка Тувы. Без него не обходится ни один концерт: ни в сельском клубе, ни на сцене театра.Его исполняют и профессиональные, и самодеятельные коллективы. Его демонстрируют тувинские мастера танца на российских и международных конкурсах. Он входит в обязательную программу хореографической подготовки в Кызыльскомучилище искусств. Танецдаже считают народным, что для произведения искусства является высшей оценкой и признанием.
На самом же деле этот нежный звенящий тувинский танец родился не так давно – 60 лет назад. И создал его русский балетмейстер Анатолий Шатин, приехавший в Тувинскую Народную Республикув 1943 году. Музыка танца тоже принадлежит русскому композитору – Алексею Аксёнову.
Задача перед молодым, но уже известным в СССР хореографом стояла сложная: не просто организоватьв тувинском театре профессиональную балетную труппу, а с нуля создать тувинскую хореографию. До этого хореографии в Туве не было. Только мужчины исполняли короткий «Танец орла» во время борьбы хуреш. И хореограф блестяще справился с поставленной задачей – за два с половинойгода, которые он провёл в республике, создал и поставил несколько танцев, которые стали началом тувинской хореографии.
Столетию Анатолия Шатина, основоположника тувинской хореографии, профессора, балетмейстера, и шестидесятилетию его «Звенящей нежности» был посвящён вечер-концерт, прошедший в муздрамтеатре 15 мая.Из Москвы, специально на этот вечер, приехалапервая солистка танца Наталья Ажикмаа-Рушева.А вместе с ней – дочери Анатолия Васильевича – Евгения Венгеровская-Шатина, театральный художник, и Елена Шатина, вузовский преподаватель английского языка.
Для Евгении Анатольевны, двенадцатилетней девочкой приехавшей в Кызылвместе с отцом и матерью зимой сорок третьего, эта поездка была встречей с памятью спустя целую жизнь. Сёстры были искренне растроганы тем, как в республике чтятпамять их отца, ценят его вклад в искусство Тувы. Особую благодарность со сцены театравыразила она супругам Донгак, Вячеславу и Киме – нашему известному балетмейстеру и его верной помощнице, организовавшим и этот вечер, и эту поездку:«Таких самоотверженных, честных, порядочных людей очень мало на земле».
Вклад Анатолия Шатина был отмечен и на государственном уровне. Глава правительства Шериг-оол Ооржак вручил дочерям балетмейстера почётный диплом, свидетельствующий о включении имени автора «Звенящей нежности» в «Золотую книгу» людей республики. Правительственными наградами были отмечены и первые исполнительницы танца, для которых Шатин был и остался самым первым и самым любимым учителем:Наталья Ажикмаа-Рушева – медалью РТ «За доблестный труд», Фаина Дубовская и Галина Бады-Сагаан – званием «Заслуженный работник Республики Тыва».
Главной же героиней вечера была «Звенящая нежность». Танец исполнялинесколько раз: самодеятельный коллектив из Тес-Хемского района, прославленный ансамбль «Саяны», будущие хореографы из училища искусств и совсем крохи – шестилетние «Эдегейчики».Нежная пластика, звенящие колокольчики в кульминационном, особо любимом зрителями моменте, когда девять исполнительниц выстраиваются в одну линию и восемнадцать рук, словно принадлежащих одной солистке, взлетают и опускаются. Как крылья сказочной птицы.
И повтор танца вовсе не раздражал зрителей. Хотелось смотреть вновь и вновь. Смотреть и слушать, как звенит нежность – душа народа…
Триумфальное шествие «Звенящей нежности» на этом не заканчивается. 30 октября в Москве, в Государственном институте театрального искусства, состоится научная конференция, посвящённая столетию Шатина.Анатолий Шатин былбессменным деканом балетмейстерского факультета этого прославленного института – с 1946 года по день смерти – 9 января 1972 года. На конференцию приедут его ученики – из разных городов, стран. И среди них – Вячеслав Донгак, считающий себя тоже учеником Шатина, так как проходил школу мастерства в ГИТИСе у его ученицы – Лии Таланкиной.
К этому празднику танца тувинский балетмейстер готовит особый вариант «Звенящей нежности» – с восстановлением его первоначальногорисунка: на пальцахдевушек вновь зазвенят те самые тарелочки – цимбалы, которые Шатин увиделв Туве у лам и попросил сделать для танца похожие, только миниатюрные. Четыре пары этих исторических звенящих тарелочек сёстры Шатины, в память об отце, как символ связи времён и народов, передали Вячеславу Октябрьевичу – дляего детского ансамбля «Эдегей», для тувинской «Звенящей нежности».
ФотоколлажШолбанаБиче-оола