газета «Центр Азии» №19 (14 — 21 мая 2004)
Закон и общество

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ И ВЕЛИКОЕ ТЕРПЕНЬЕ

14 мая 2004 г.

Он был, как все,

Он жизнь любил.

И на войне

Мечтал он в яви

и во сне

О счастье, сыне и жене.

Но не дожил…

Эти собственные стихи прочитал ветеранам Великой Отечественной войны заместитель Председателя Законодательной палаты Виталий Вальков.

Посвящены стихи дяде – Михаилу Васильевичу Валькову, который погиб 1 мая 1945 года, за девять дней до победы. Стихи сразу задали очень теплый и непринужденный тон встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Такие встречи в Великом Хурале стали традиционными, депутаты республиканского парламента проводят их ежегодно. 7 мая в малый зал пришли одиннадцать участников войны во главе с председателем городского Совета ветеранов Агнией Афанасьевной Зайцевой, неутомимым организатором всех встреч. Ветераны встречались друг с другом в фойе под хуральским куполом, бодро здоровались, шутили над своими тросточками – «третьей ногой», на ходу горячо обсуждали события в Аджарии, договор с Украиной и непомерную квартплату.

С каждым годом встречи с ветеранами Великой Отечественной оставляют щемящий осадок в душе. Почему-то именно в этот раз, за годдо 60-летия Победы, появилось чувство, близкое к панике:ветеранов войны, которые были неотъемлемой частью твоей жизни, рассказы которых слышал-переслышал, осталось очень мало.

А что будут знать о великом подвиге наши дети? Ведь рассказы о войне они уже воспринимают как просто интересные истории, не относящиеся к ним лично. Память – вещь хрупкая, ее надо постоянно тренировать, иначе есть опасность стать тем манкуртом, о котором писал Чингиз Айтматов. Именно это – четкое осознание уходящей ценности – делают День Победы праздником святым. И именно поэтому с жадностью ловишь каждое слово каждой фронтовой истории.

«Столько лет прошло после войны, а помнится все очень хорошо: что думал, как переживал. На фронт мы попали после срочных курсов, выдали нам новые винтовки. Что винтовки против немецких автоматов? Но делать нечего, приказ есть приказ, надо собой жертвовать», – рассказывает участник Великой Отечественной войны Иван Васильевич Сермавкин.

«Под Сталинградом в 1943 году я была санинструктором. Наши ребята строили мост, а потом начался шквальный артобстрел. Вокруг одни мужики, ни одного нормального слова, матом все кричали, грохот, земля сотрясается. Когда все закончилось, старшина привез флягу спирта, а пить некому, все погибли. Сидит, плачет… В конце войны нас отправили воевать с японцами. Шли через пустыню Гоби, артиллерию тащили на лошадях. Все немецкие лошади пали, выжили только маленькие монгольские лошадки», – это уже рассказ Анастасии Ивановны Калитко.

Виталий Вальков и Василий Теплов: «Если бы не Жуков, не видать бы нам Берлина».А как горячо говорил старший мичман Василий Николаевич Теплов, дошедший до Берлина и служивший в разведке: «Все знали, что за Эльбой американцы ведут тайные переговоры с немцами. И если бы не Жуков, который объединил три армии и направил их на штурм Берлина, не было бы красных знамен над рейхстагом, не видать бы нам Берлина».

На таких встречах всегда замечаешь, как скромны эти убеленные сединами герои. Та же Анастасия Ивановна, когда ее спросили, как вам живется сейчас, ответила: «Я считаю, неплохо живется. Государство назначило нам пенсию больше всех остальных. При том, что сейчас в стране такая неразбериха, нельзя обижаться». Удивительно, как они привыкли к трудностям и лишениям, к сложной ситуации! Низкий поклон вам за ратные подвиги, ратный труд и великое терпение, дорогие ветераны!

Марина ЧАНЗАН
http://www.centerasia.ru/issue/2004/19/1019-velikijj-podvig-i-velikoe-terpene.html