газета «Центр Азии» №19 (14 — 21 мая 2004)

ОНИ УВЕРЕНЫ, ЧТО ФАШИЗМ ПОБЕДИЛИ АНГЛИЧАНЕ И АМЕРИКАНЦЫ

14 мая 2004 г.

Во Франции День Победы над фашистской Германией отмечается не 9 мая, как в России, а 8 мая (прим. ред.: акт обезоговорочной капитуляции был подписан представителем германского верховного командования Кейтелем в ночь с 8 на 9 мая 1945 года). Что значит этот праздник для парижан? Об этом мы беседуемс моими французскими друзьями.

8 мая, в дождливый субботний день, отмеченный праздничным красным цветомво франзузском календаре, за одним столом собрались четверо: тридцатидвухлетний Марк, профессор музыки одной из парижских консерваторий; сорокалетний Филипп, капитан молодёжной организации «Армия салюта»; тридцатисемилетняя Лючия, жена Филиппа, итальянка,16 лет живущая во Франции и я, ваш собственный корреспондент в Париже.

Спрашиваю своих друзей:

– У нас в России День Победы – великий праздник. Каждый год в этот день – большой парад в Москве, в каждом городе, посёлке страны – митинги у памятников павшим, ветеранов чествуют на предприятиях, в школах, в каждой семье. А как отмечается День Победы во Франции?

Марк: Праздник, конечно, отмечается, но в Консерватории многие мои ученики, например, даже не знают, чему он посвящён. Просто «jour ferie» (праздничный день), вот и все знания. Скорее, это праздник не для народа, а больше политический. Моё мнение: не нужно никаких парадов, автобусов с флагами Франции, которые появляются в этот день в некоторых районах Парижа, ведь столько жертв было. Мне жалко не только французов, но и немцев, погибших в этой войне.

Филипп: Традиционно каждый год 8 мая около Триумфальной арки, близ Елисейских полей проводится небольшой парад военных сил Франции. Присутствуют политики, но не в таком количестве, как во время национального Праздника Свободы – 14 июля. Вот этот праздникзнают все школьники, без исключения. И парад 14 июля показывают почти все французские телеканалы, а парад 8 мая – нет.

Информации мало. Мэрия города, конечно, имеет списки ветеранов, их чествуют, как положено. Но как именно, мы, простые граждане, не знаем.

Лючия: Знаю, что у детей в некоторых школах бывает минута молчания. Но понимают ли французские дети до конца, что это – день победы над Германией и нацизмом – большой вопрос.

А знаете ли вы, что самый значительный вклад в победу над фашистской Германией из всех стран антигитлеровской коалиции внесла именно Россия ( СССР)?

Марк: Да, я знаю из истории, что русская армия была сильна, но однозначно так говорить нельзя, потому что и Франция вместе с англичанами и американцами сыграли решающую роль в победе над фашизмом. А если честно, конец нацизма был предрешен самим ходом истории.

Филипп: Я об особых успехах русской армии не слышал, знаю, что сильно и решительно действовали англичане и американцы. Да, конечно, русские участвовали в войне, но ведь вся Европа участвовала тоже!

Лючия: А мы в Италии учили в школе, что Гитлера разбили толькоАнглия и Америка, про решающую роль СССР в победе я вообще не знаю.

Слушаю ответы моих собеседников, и вновь, как в первый год жизни во Франции, испытываю ощущение, что попала на другую планету. Другое восприятие, другие учебники, другая история… Гитлера, оказывается, разбили Англия и Америка, а Россия – совершенно не при чём. Нет, мои друзья вовсе не хотят обидеть меня, россиянку, они искренне и доброжелательно пытаются ответить на мои неожиданные вопросы. Но почему мне тогда так обидно?

Обидно за живущего в Кызыле дядю, брата мамы – ветерана Великой Отечественной Фёдора Ивановича Коптева, чьи рассказы о страшной войне я помню до сих пор. Обидно за другого дядю – инвалида войны Василия Ивановича Коптева, жившего в Туране. Сейчас дяди Васи уже нет, но стук его деревянной ноги и сейчас стоит у меня в ушах. А осколки от той войны и спустя годы выходили из его тела. Один – совсем близко от сердца…

Вспоминаю и своюняню, Александру Михайловну Мамаеву, донскую казачку, жившую после войны в Кызыле и вынянчившую не только меня, но и моих детей. На войне погиб её муж – командир Советской Армии, она осталась на оккупированной территории одна с тремя детьми. Как менялась она, такая весёлая и нежная, когда начинались фильмы о войне. Горбилась спина, тух взгляд: «Ирочка, выключи телевизор, не могу это смотреть, очень больно…»

У нас в России, где война коснулась каждой семьи, День Победы – всенародный праздник. Праздник со слезами на глазах. Во Франции, тоже пострадавшей от фашизма, – всего лишь выходной день.

Другая история. Другая планета. Что ж, надо учиться жить и на другой планете. И помнить. Помнить нашу историю. Нашу общуюгордость и нашу общуюболь.

Ирина ОНДАР
http://www.centerasia.ru/issue/2004/19/1016-oni-uvereny-chto-fashizm-pobedili.html