И всё-таки не совсем мы испортились: не всё ещё мерим на копейки и рубли. Помните, как возмущались владельцы маршрутных такси: мы - частники и возить бесплатно ветеранов-льготников, терпеть убытки не обязаны и не будем, пусть ездят на муниципальных автобусах, Правильно, формально и по закону – не обязаны. Но 9 мая даже частники забыли о своих частных интересах. |
Во многих «маршрутках», едущих к памятнику павшим, можно было наблюдать такую картину: контролёры отказывались от шести рублей, которые пытались вручить им старики: «Не надо денег, у вас сегодня праздник». При этом не требовалось предъявлять ни медали, ни удостоверения. Пожилой человек, значит, пережил войну. И не важно: воевал ли, трудился ли в тылу или был ребёнком, испытавшим голод и страх тех лет: «Не надо денег, у вас сегодня праздник!»
К этому празднику, пятьдесят девятой годовщине Победы, ветераны готовились долго и старательно. Нет, не медали-ордена чистили, они у них и так в полном порядке — к порядку и ответственности приучены временем. Здоровье накапливали. Беспокоились: как бы не подвело. И в мыслях не было, чтоб не прийти к памятнику павшим: раз есть ещё хоть капля сил – надо идти. И шли, опираясь на тросточки, поддерживаемые детьми и внуками. И улыбались, стараясь не показать, как непросто даётся им этот путь.
Взглядом выхватываю из толпы Всеволода Петровича Филиппова, в 18 лет, в 1944 году, получившего первую свою медаль – «За отвагу». Знаю, что ветеран только что выписался из больницы, его супруга Анна Михайловна делится: «Только три дня, как на ногах». Но не присел на лавочку. Выстоял. Опираясь на палочку, но с прямой, не согнутой спиной выстоял ветеран. Все сорок минут, пока длился митинг.
Кстати, официальные речи, из уважения к ветеранам, которым всё труднее стоять на митингах, могли бы быть и покороче. Всё равно в эти стандартные выступления никто особо не вслушивается, речи из года в год одни и те же, как и список официальных выступающих, тщательно выверенный в своей последовательности по должностному рангу: глава правительства, федеральный инспектор, председатели двух палат Великого хурала, мэр города.
Только когда, в самом конце списка, слово предоставляется ветерану, горожане оживляются. В этот раз от имени ветеранов говорил Анатолий Яковлевич Загайнов, начавший свой боевой путь на передовой 27 ноября 1941 года, под Москвой, и окончивший его 6 марта 1943 года, когда, получив тяжёлое ранение на Северо-Западном фронте, на реке Ловать, стал инвалидом. Вот его слушали внимательно – свидетеля, участника, чьи слова о Родине, долге, России звучали не заученно-казённо, не по бумажке, а от души и сердца.
После выступления ветерана совсем уж странно и неуместно прозвучали зачитанные поздравления в адрес... Шериг-оола Дизижиковича Ооржака, поступившие из Москвы – из Совета Федерации, Госдумы и т.д. Ещё можно было бы понять, если бы в этих текстах в лице Главы Правительства РТ были принесены поздравления всем тувинским ветеранам, жителям республики. Но нет, об участниках войны в текстах – ни слова. «Уважаемый Шериг-оол Дизижикович, от души поздравляю вас и ваших близких... Здоровья и благополучия вам и вашим близким...» Ничего не имею против того, чтобы Глава Правительства, его близкие, так же как и далёкие, были здоровы и благополучны. Только 9 мая – это всё же не День Рождения Шериг-оола Дизижиковича, а День Победы. Перестарались малость с подобострастным зачтением неуместных у памятника павшим текстов...
- Нынешний праздник – своеобразная репетиция предстоящего через год шестидесятилетия Победы. И ветераны ставят перед собой планку: надо дожить. Обязательно дожить.
Юбилей Победы уже сейчас планируется широко и с размахом: на федеральном, региональном уровнях. Мы все прекрасно понимаем: надо успеть, надо отдать нашим ветеранам, наверное, уже последний долг. В следующую круглую – семидесятилетнюю – дату чествовать будет уже и некого…
Поэтому так важно учесть все плюсы и минусы нынешнего праздника, использовать опыт соседних регионов – того же Абакана, где торжество проводится не в пример масштабнее, ярче, чем у нас, оставаясь в памяти детей, как что-то очень большое и важное. Где не ограничиваются концертами и митингами, а проводят ещё и постоянную акцию «Из поколения в поколение», суть которой в постоянной помощи ветеранам, в привлечении к этой помощи молодёжи, школьников. Ведь и для них проводим мы этот праздник. Чтобы помнили…
Кстати, именно школьники и на этот раз выручиливзрослых, заменив военно-силовой мини-парад конкурсом строя и песни. С взрослым парадом у нас проблема: военных сил на него явно не хватает, а привлечение к показательной маршировке силовых структур заканчивалось бурным весельем зрителей: ну, никак не получается у нашей милиции ходить стройными бодрыми рядами.
Дети же готовились к празднику основательно: изо дня в день назначенные на парад упорно маршировали под стенами школы под бодрые команды физруков. И прошли на этот раз очень неплохо. Особое одобрение жюри – офицеров военкомата – вызвал отряд школы № 3: «Хоть сейчас в армию!» Именно ему и было присуждено первое место. Второе – у гусаров лицея №15, третье – у школы № 14.
Правда, самим ветеранам снова, как обычно, не удалось посмотреть на этот подготовленный для них школьниками парад. Как всегда, толпа зрителей смела нестойкий милицейский заслон и закрыла от ветеранов весь обзор. В первые ряды, поближе к марширующим, удалось пробиться только наиболее бойким мамам с малышами и членам правительства.
Трудно было и понять: какая именно школа проходит маршем, кому вручается награда, кто командир отряда. Объявить, скомандовать –это дело военных. На то и военкомат, чтобы показать класс организации, а не просто торопливовручить подготовленные отделом образования грамоты и призы. Дети-то постарались, а вот военные малость подрастерялись…Может быть, в юбилейном году стоит провести этот смотр-парад на улице Ленина, где и для всех зрителей, без скандалов, хватит места, и ветеранов можно расположить с удобством (обязательно предусмотрев побольше лавочек для тех из них, кому трудно будет долго стоять). И микрофоны установить –с достаточным усилением.
- Вручение же машин инвалидам Великой Отечественной войны прошло без сбоев. Двумя рядами выстроились вдоль парковой протоки 30 новеньких автомобилей «Ока» ( ВАЗ-111130), приобретённых согласно закону «О ветеранах» на средства федерального бюджета.
Улыбающиеся ветераны тут же получали ключи и документы, выстраивались возле своих машин и, расположившись в них вместе с чадами и домочадцами, организованной колоннойвыезжали с площадки.
Остальных тут же уже ждали автобусы: мэрия Кызыла пригласила всех ветеранов на приём в ресторан «Эне-Сай» и, хотя ходу до него было пять минут (это, правда, для молодых), предусмотрительно позаботилась о доставке. В этом году решили отказаться от полевой кухни с солдатской кашей под брезентовым навесом и принять ветеранов красиво и уважительно – в ресторане, с полной сервировкой – на триста персон. Поднимаясь по ступенькам «Эне-Сая», старики,улыбаясь, вспоминали: когда же это в последний раз им доводилось в ресторанах бывать? Выходило, что очень давненько.
Посидели хорошо. И пообщались, и песни попели под баян, и повспоминали. Запомнилось воспоминание гвардии-майора Павла Афанасьевича Андреева. О том, как дойдя до Берлина, написал на рейхстаге: « Я – из Тувинской Народной Республики».
Довольные уходили ветераны. И опять их ждали у дверей автобусы. Так что этот приём прошёл, действительно, лучше, чем в прежние годы. Мэрия города и администрация ресторана постарались.
- Вот так, вкратце, попробовала оценить замеченные мною плюсы и минусы организации праздника. Но вот ещё что важно: как мы сами, горожане, участвуем в нём?
Мы считаем, что организовать всё должны власти. И организовать хорошо, чтобы нам и нашим детям было всё видно и слышно, было интересно и торжественно. И ветеранам приятно. Правильно считаем – власти должны. А мы?
Вспомните кадры старой кинохроники: как встречали возвращавшихся с войны героев, как обнимали, заваливали цветами. А кто из нас, пришедшихс детьми к памятнику павшим девятого мая, прихватил с собой хоть один-единственныйцветочек?Кто вложил его в руку своего ребёнка и сказал: «Иди, подари вон тому дедушке с палочкой и медалями и скажи ему спасибо?»Кто просто, от себя, научил сына и дочку положить свой цветок к памятнику павшим?Никто. Не видела ни разу. А вот пробиться со своим чадом сквозь толпу, поставить на лучшее место, обругав всех, кто «мешает смотреть малышу» – это типичная картина.
- Давайте в следующем году9 мая пойдём к памятнику с цветами. И будем дарить ихветеранам. Знакомым и незнакомым. Встреченным на улице, пришедшим на митинг.
Дарить, улыбаться и говорить: «Поздравляю с Победой! Спасибо вам!» И ничего больше не надо. Просто подарить цветок и поздравить. И тогда вы совсем по-иному почувствуете этот праздник. И тепло на душе станет не только ветерану, но и вам самим. А ваш сын и дочка запомнят это и кое-что поймут…
И ещё. Листаю наши газеты и всё чаще наталкиваюсь на выражение «ветераны ВОВ». И не только в объявлениях и официальных сообщениях, но и в журналистских материалах! Неужели так трудно набрать ещё несколько букв? Откуда и почему взялась это торопливая, небрежная аббревиатура?
Не ВОВ закончилась нашей победой 59 лет назад, а Великая Отечественная война. А наши ветераны-победители никакие не ВОВы, а участники Великой Отечественной войны. ВЕЛИКОЙ. ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ВОЙНЫ.
Не называйте ихВОВами! Пожалуйста, не называйте.
Фото, фотоколлаж на 1-ой странице Виталия Шайфулина