газета «Центр Азии» №17 (3 — 10 мая 2004)
У наших соседей

ДЛЯ КОГО БЫЛ ПРИГОТОВЛЕН ОГРОМНЫЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ?!

3 мая 2004 г.

Букет жёлтых и белых хризантем с трудом вмещался на сиденье мягкого кресла и не давал мне покоя весь концерт: кому же, интересно, его вручат? В зале нового, с иголочки отстроенного Абаканского Дворца молодежи, или, как его все сокращённо называют, АДМ, вместе с симфоническим духовым оркестром под управлением Андрея Штарка выступали несколько солистов, в том числе гостья из Тувы – солистка Тувинской госфилармонии Софья Кара-оол. Концерт назывался «На бис…»

Абаканские меломаны постепенно открывают для себя тувинских музыкантов и певцов. В состоянии, близком к изумлению, они остались от программы известной в Европе тувинской рок-группы «Gen-Dos». В газете «Шанс» музыкальный обозреватель так прямо и заявил, что уровень исполнения группы таков, что «доступен только продвинутым и умным людям». Повторного визита этих музыкантов ждали уже с нетерпением.

Успешным был также концерт тувинской группы «Ят-Ха». На молодёжном фестивале «Хысхы-лых» («Птица счастья»), прошедшем в марте в рамках национального праздника Чыл пазы, удивил и запомнился тувинский певец Аяс Данзырын. Его выступление стало кульминационной точкой концерта. Теперь в Абакане ждут его обещанных гастролей.

А вот Софью Кара-оол уже принимают как свою. Недаром ведущий концерта оговорился и назвал её солисткой Абаканского симфонического духового оркестра. Меня изумил её голос. Софья играла им, как девочка играет мячом. То подбросит высоко в небо, и он улетает под самые своды зала. То начнёт его прибивать ладошкой к земле, и тогда в голосе слышатся низкие, волнующие ноты. А порой она просто имитировала шум речных перекатов или звон металлических колокольчиков. Это было завораживающее действо.

Концерт, в основном, был посвящен американскому джазу, но Софья начала своё выступление с народных тувинских песен – «колыбели» и отрады настоящего артиста. Многие из них были в аранжировке композитора Игоря Дулуша, музыканта Тувинской филармонии и супруга Софьи. Одна из них меня особенно покорила, ведущий перевел её название в стиле японских стихов хокку:

«Одежда изношена.

Ни отца, ни матери.

Одинока я в пути».

Всегда считала, что в Абакане – благодарный, чуткий зритель, но на этом концерте убедилась, как горячо могут выражать свои чувства покоренные настоящим искусством люди. Зал буквально взрывался аплодисментами, крики «браво» становились все громче. В том числе и в адрес Софьи Кара-оол. Конечно, абаканцы тепло приветствовали и своих артистов. А при выходе на сцену солиста республиканской филармонии, народного артиста Республики Хакасия Владимира Левашова встали в знак уважения перед его мужеством. Владимир Левашов вернулся на сцену после тяжелой болезни и годового перерыва в работе. Любовь к пению, к коллективу оркестра, а, главное, к благодарной хакасской публике помогли преодолеть недуг.

Песня в исполнении дуэта Владимира Левашова и Софьи Кара-оол, которой завершился концерт, была глубоко символична: «Давай, пожмём друг другу руки!». На автобусной остановке её тихонько напевали молодые люди.

Огромный букет, что не давал мне покоя, как оказалось, состоял из нескольких. Самый большой получила наша прекрасная гостья из Тувы Софья Кара-оол, другие – Владимир Левашов и дирижёр оркестра Андрей Штарк.

nadejdal
http://www.centerasia.ru/issue/2004/17/1001-dlja-kogo-byl-prigotovlen-ogromnyjj.html