газета «Центр Азии» №15 (16 — 23 апреля 2004)

ДОРОГА К СЕБЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПАСХАЛЬНОГО КОНЦЕРТА

16 апреля 2004 г.

В Пасхальное воскресенье Центр русской традиционной культуры, презентация которого состоялась в Рождество, пригласил горожан на Большой Пасхальный концерт.

Те, кто откликнулся на приглашение и пришёл 11 апреля в Дом народного творчества, получили возможность не только посмотреть и послушать выступления ансамблей «Октай», «Верея», «Церевьё», «Камелёк», «Гармония», а также Сергея Сокольникова, но и почувствовать свои корни и … русскую душу, о судьбе которой в национальных республиках долгое время предпочитали не говорить. Да и нетолько в национальных…

Придуманное политиками выражение «русские – старшие братья» как всё искусственное, не могло быть и не было воспринято как данность ни в исконно русских городах и весях (по отношению к кому быть «старшим братом?»), ни, тем более, там, где русские были и остаются пришлыми, хотя и пустившими корни – и в регионах, где, как в плавильном котле, перемешались десятки народов и народностей, и там, где русские составляют национальное меньшинство (как у нас в Туве).

В девяностые гоы, в пору очереднойломки политической системы, болезненного перехода к рынку, экономической разрухи, парада суверенитетов заговорили о росте национального самосознания, о возрождении традиций и обычаев народов, населяющих Россию. Заговорили о возрождении коренных малочисленных народов (межрегиональная лига как раз нынче отмечает своё десятилетие). Но о части «большого народа» – русских, живущих в национальных республиках, если и упоминали, то со стыдливой оглядкой: «достаточно того, что русский язык – государственный». Так решение проблемы сохранения души народа стало делом каждой конкретной семьи, члены которой считают себя русскими. На долгие годы.

Помогла генетическая память, веками копившая в себе традиции язычества и Православия одновременно. Воспоминания из детства: в канун Пасхи из года в год повторяющийся ритуал – большая приборка, потом на плите варится луковая шелуха, мама торжественно и осторожно опускает в неё яйца. Мы с нетерпением ждём, когда же наступит праздник, и мы получим заветные «крашенки», чтобы обежать с ними соседей. В доме – запах сдобы. Вот и гости: «Христос воскресе». А на сотни вёрст вокруг – ни одной церкви, край дикий, можно историю сибирской каторги изучать. И лозунг на сельсовете: «Вперёд, к коммунизму!». Живого священнослужителя я увидела уже студенткой, в Иркутске. И не могу сказать уверенно, что с годами пришла к вере. Но твёрдо знаю: то, что передано моей крещёной (не могу утверждать, что глубокорелигиозной) бабушкой – название православных и языческих праздников, связанные с ними ритуалы, обряды, традиции, помогают мне не только чувствовать себя русской, воспитывать русской дочь, для котрой Тува – родина, но, что очень важно – с искренним уважением и интересом относиться к культуре тувинского народа, соединить в своей жизни, казалось бы, несоединимое: русские корни с азиатским восприятием окружающей меня действительности.

И потому каждый раз перед великим праздником Пасхи священнодействую: ставлю тесто на кулич, «подбиваю», когда за окном светает, и жду солнца, чтобы с его лучами поставить тесто в печь. Как оказалось, я не одинока. Судя по благостным выражениям лиц, по бурным аплодисментам на пасхальном концерте, по отсутствию напряжённости и ожидания «чего же нам покажут?», по соучастию, есть ниточка, связывающая нас в единое целое.

Скромно сидели в зрительном зале представители власти. Так же скромно побывал на концерте мэр города. Не говорил речей, сидел в глубине зала. Но все заметили и отметили его внимание и деликатность.

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2004/15/974-doroga-k-seberazmyshlenija-posle.html