Более десяти лет прошло с тех пор, как Саяно-Шушенская ГЭС была передана в собственность РАО «ЕЭС России», которому принадлежит 78,9% акций электрогиганта. Хакасия в то время не поспешила стать акционером гидростанции, получив вместо этого право покупать электроэнергию по отпускному тарифу ГЭС.
Действие льготы заканчивается в 2004 году.В апреле 2003 года правительство Хакасии, возглавляемое Алексеем Лебедем, пыталось вернуть все «на круги своя»: восемь месяцев Арбитражный суд Республики Хакасии рассматривал дело о «деприватизации СШ ГЭС». Дважды суд отказал в удовлетворении искао незаконности сделки приватизации по внесению имущества гидроэлектростанции в уставной капитал РАО «ЕЭС России». Алексей Лебедь пообещал продолжить борьбу на другом уровне. И вот 12 марта 2004 года Федеральный арбитражный суд Сибирского округа (находится вИркутске) признал недействительной приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС.
Хакасияснова попала в эпицентр скандала. Некоторые обозреватели сравнивают дело о деприватизации СШ ГЭС с проектом поворота сибирских рек вспять. Ответчик, электрохолдинг РАО, намерен направить надзорную жалобу в Высший арбитражный суд России.Так что тяжба еще продолжается.Агентство «СибМедиа» считает, что за этой борьбой скрываются интересы двух крупнейших монополистов: группы «Русский алюминий» и РАО «ЕЭС России».Основной потребитель электроэнергии в Хакасии (до семидесяти пяти процентов)– это Саянский алюминиевый завод. С отменой льготной оплаты за электричество пострадает в первую очередь «Русал», частью которого завод является.Председатель правительства РХ Алексей Лебедь 23 марта провел пресс-конференцию, запись которой этим же вечероммогли увидеть все жители Хакасии по телеканалу «Сибирь». Глава республикитак обозначил свое видениепроблемы: «Мы не боремся за обладание ГЭС, а пытаемся законным путем вернуть государству российскому гидростанцию, которая в 1993 году была приватизирована в обход действовавших законов. Притом с нарушением прав Хакасии как субъекта Федерации, а также интересов жителей нашей республики». Речь Алексея Лебедя, как всегда, была яркой и эмоциональной, чего стоит,например, такое высказывание: «Если решение суда устоит, то вся ГЭС стопроцентно вернется в федеральную собственность. Вместо соболей, как триста лет назад, Хакасия дает России целую гидроэлектростанцию». Сегодняшняя стоимость станции – 700 миллионов долларов, но, по словам Лебедя, это заниженная оценка, а настоящая цена станции – два миллиарда долларов.
Единственный человек в Хакасии, которыйпублично возразил главе правительства, это Наталья Сенаторова – председатель арбитражного суда РХ, где не прошли первые два иска о деприватизации ГЭС.По словам Натальи Сенаторовой, она, прежде чем заняться рассмотрением дела, получила весьма квалифицированную консультациюв Высшем арбитражном суде РФ. Но ее доводы и предложения не были услышаны в Правительстве Хакасии. Мало того, Алексей Лебедь заявил, что если в Москве утвердят решение Федерального арбитражного суда Сибирского округа, Наталья Сенаторова должна уйти в отставку. К сожалению, он ничего не сказал о том, уйдет ли в отставку сам, если Москва выдаст прямо противоположное решение.