За один только 2002 год в республике в атмосферу было выброшено 87 тысяч тонн вредных веществ от стационарных источников и 37 тысяч тонн – от автотранспорта.
Больше всего достаётся Кызылу. Воздушный бассейн над узкой котловиной, в которой находится город, зимой практически не проветривается. Выбросы вредных веществ в атмосферу столицы составили 44 тысячи тонны. Маленькие печи шести тысяч четырехсот пятидесяти шести жилых домов Кызыла ежесуточно выбрасывают в атмосферу почти восемь тонн золы и пять с половиной тонны сажи. Притом, что Кызыльская ТЭЦ выбрасывает сажи 4,8 тонны в сутки.
Теперь о болезнях, напрямую связанных с сажей, выхлопными газами и прочим букетом вредных веществ. Повышенное содержание формальдегида в атмосферном воздухе вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. Заболеваемость хроническими бронхитами в 2003 году в республике выросла в 2,1 раза по сравнению с 1999 годом. Есть еще такой показатель – впервые выявленная бронхиальная астма на 100 тысяч населения. У подростков он возрос с двадцати одного случая (1999г.) до тридцати двух (2002г.), у детей – с двадцати восьми (1999г.) до восьмидесяти одного (2002г.). Смолистые вещества, в том числе бензапирен приводят к возникновению и развитию онкологических заболеваний. Абсолютное число вновь выявленных случаев заболеваний злокачественными новообразованиями в республике достигло в 2002 году четырехсот двадцати восьми, максимальное количество случаев приходится на Кызыл – 199 и Кызыльский кожуун – 27.
Все эти данные были приведены в ходе парламентских слушаний о санитарно-эпидемиологическом благополучии, скорее неблагополучии, которые прошли в Законодательной палате 24 марта по инициативе Комитета по здравоохранению. Состояние качества атмосферного воздуха – лишь небольшая часть вопросов, которые обсуждали ведущие специалисты: врачи, экологи, спасатели, ученые. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», исполнению которого и были посвящены парламентские слушания, включает в себя очень большой спектр проблем: от качества воздуха, воды, почвы, продуктов питания до школьных парт, профессиональных заболеваний и различного рода мониторинговых исследований.
Как технологически решить все эти проблемы – представление у специалистов имеется. Нет представления, как решить проблему недостаточного финансирования. В отсутствие денег упирается всё: новая газоопылеулавливающая установка, рекультивация золоотвала для ТЭЦ, очистные сооружения, обеззараживающие устройства для коммунальных водопроводов, рекультивация хранилищ отходов «Тувакобальта», отвалов «Туваасбеста» и так далее. Перегруженность школ, холод в них, «неправильные» парты, отсутствие горячего питания, вакцинопрофилактика – все это нескончаемые проблемы социальной сферы.
Но, несмотря на их сложность и нескончаемость, отметили участники слушаний, решать их необходимо, этого требует федеральный закон. Были приняты рекомендации, в которые вошли пункты о разработке закона о качестве питьевой воды, республиканской целевой программы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и многое другое.
Участники слушаний отмечали, что ответственность за выполнение закона лежит не только на органах государственной власти, но и на местном самоуправлении, руководителях предприятий и организаций. Именно от последних зависит, будут ли в различного уровня сметы и бюджеты включаться вопросы обеспечения безопасности жизни людей. Очень многое зависит от органов местного самоуправления. Опыт других регионов доказывает эффективность целевых программ по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, принимаемых на уровне городов и поселков. Именно муниципальные администрации устанавливают правила, обеспечивающие санитарное благополучие, и штрафы за их нарушение.