газета «Центр Азии» №13 (2 — 9 апреля 2004)
Конкурс

ФОТОПАМЯТЬ: ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ РОДИНЫ

2 апреля 2004 г.

О начале этого конкурса мы объявили в номере 6 «ЦА». Было опубликовано девять фотографий из архива полпреда Ивана Мулюкина, который работал в Туве в самый горячий период истории нашей республики – во время репрессий и время до вхождения ТНР в состав СССР, в 1938 – 1940 годах. Альбом с фотографиями хранился в редакции журнала «Родина», главный редактор, Владимир Долматов, сообщил, что давно хотел их опубликовать, но фотографии все без подписей и неизвестно кто на них изображен. Чтобы узнать, кто на фотографиях, в какое время были сделаны фотоснимки, и был объявлен конкурс по двум номинациям: «Узнайте своих близких» и «Семейный альбом».

Несколько писем пришло в номинацию «Семейный альбом», но, к сожалению, зачастую в редакцию приносят одни лишь снимки, без каких-либо комментариев. Напоминаем: на конкурс принимаются фотографии из вашего семейного архива с запечатленными на них участниками исторических событий, историческими местами, с рассказом о том, где и при каких обстоятельствах был сделан снимок. Авторысамых интересных писем будут награждены ценными призами. Пишите, мы ждем ваших писем.

«ГРАМОТА НАУЧИТ НАС ЖИТЬ»

Председатель сельсовета сумона Тарлаг Иван Доспан 1947 год.Всегда с удовольствием сотрудничаю с газетой «Центр Азии». Участвовал конкурсе «Держу пари на президента» и занял первое место, получил премию газеты и красивую грамоту, подписанную самим Президентом РТ... Очень хорошо, что читатели увидят исторические снимки: кто-то узнает себя, вспомнит свои молодые годы,вспомнит как в то время работали, как жили, ведь всё познаётся в сравнении, а сравнивать (судя по фотоснимкам) есть что.

На фотографии, которую вам отправляю, мой отец Иван Хурен-оолович Доспан. Он с 1942 года по 1960 год работал председателем сельского совета сумона Тарлаг. Время было очень трудное. Одной из главных задач были быстрая ликвидация безграмотности и коллективизация аратских хозяйств, организация колхозов.

 Первый велосипед в посёлке Тарлаг и его обладатель - Саглай Даспан(слева) 1846 годАраты жили разбросанно: кто среди тайги, кто – между далеких гop, а у председателей не было никаких средств передвижения. Поэтому к стоянкам аратов отцу приходилось чаще всего добираться пешком, они были разбросаны за 15 – 25 километров от сумонного центра. Потом один арат подарил отцу коня. Отец вел разъяснительную работу среди аратов-кочевников, рассказывал о необходимости и преимуществах коллективного хозяйства, убеждал поселиться в поселках и отправить своих детей на учёбу в сумонный центр. Доказывал, что учиться грамоте надо и самим аратам. Отец и сам по вечерам учился, был примером для всех.

Благодаря усилиям отца и грамотного, беспокойного директора Тарлагской начальной школы Дмитрия Сарыгбаевича Чолдак-оола все араты стали активно приводить детей в школу, помогать школе, кто чем может. Отец всё время говорил: «Если не будем учиться, будем жить, как слепые, ничего не увидим, ничего не узнаем, что где происходит, грамота научит нас, как жить, как работать». Поэтому все его десять детей получили образование. Среди них учителя, инженеры, животноводы, финансисты, просто добросовестные люди, двое из них получили образование в Москве. Сестра Тамара Ивановна работает в статуправлении, я более сорока лет жизни отдал отрасли переработки сельхозпродуктов.

Чечен-оол Доспан,

3аслуженный работник РТ

«ВСТРЕЧА БЕЗ ГАЛСТУКОВ»

Конкурс, объявленный «Центром Азии», заставил по-новому взглянуть на фотографии, хранящиеся у нас в альбомах. Как много, оказывается, можно узнать и рассказать про один снимок, если внимательно отследить историю людей, запечатленных на нём. Снимок, который я отправляю на конкурс «Семейный альбом», очень редкий. Мало кто знает, что уже тогда проходили «встречи без галстуков».

Отец мой очень рано начал работать, не имея ни одного класса образования, сам научился писать и считать. С 14 лет работал продавцом в магазине, затемработал в Пий-Хемском кожууне экономистом, после – переехал в Кызыл, где работал фотографом в парке имени Гастелло. Много ездил по командировкам, фотографировал, собирал истории. Как раз в 1967 году его отправили поднимать фотодело в Эрзинский кожуун. С Салчаком Тока они были знакомы, поэтому Тока и взял его на встречу с партийным секретарем Баян-Ульгийского аймака Монгольской народной республики. На снимке запечатлен момент, когда Салчак Тока режет мясо. На этой «встрече без галстуков» обсуждался вопрос о совместном использовании спорной территории Хаан-Когей – хребта, протянувшегося за Эрзином с запада на восток, сейчас эта территория отошла к Монголии. Разговаривали и о проблеме снабжения Баян-Ульгийских тувинских школ учебной литературой. Территория Хаан-Когей с богатыми травой и водой пастбищами для скота, обширными охотничьими угодьями издавна была предметом спора между Тувой и Монголией.

По рассказам отца в Хаан-Когей были родовые кочевья рода Соян. Еще в дореволюционные времена на общем сходе монгольских и тувинских нойонов было решено выставлять с каждой стороны по борцу и в честном поединке определять, кому пользоваться благами этой местности в течение четырех-пяти лет. Таким мирным путем решался вопрос, и все стороны строго придерживались правил игры.

По преданиям жил в Туве тогда моге (борец) Калгыырак, который обладал огромной физической силой. У него даже лошади не было, поэтому и называли его Калгыырак – ходящий пешком. Однажды он украл быка. Надел на его копыта обувь и увел, в одном месте бык не мог подняться в гору, поэтому Калгыырак взвалил его к себе на плечи и затащил быка на вершину горы, где жил в чуме. Несмотря на хитрость, кайгала нашли, связали и повезли на суд в Монголию.

Когда проезжали местечко Хаан-Когей, где как раз должен был проходить очередной поединок, увидели, что с монгольской стороны борец есть, а с тувинской почему-то нет. Салчаковский нойон, который вез на суд Калгыырака, спрашивает его: «Что, примешь участие? Нам нужна победа». Борцы схватились, Калгыырак монголу говорит: «Лучше сдайся». Монгол не сдается. Тогда Калгыырак одним броском уложил монгола на землю, сломав при этом ему бедренную кость. Спор решился в пользу тувинских скотоводов. Надо награждать борца. А тогда борца как награждали: ставили на колени и начинали его вокруг обкладывать товарами так, чтобы они выше плеч борца лежали. Наградили, дали коня и отпустили со словами: «Твое счастье, езжай домой».

С этим борцом много историй связано. Однажды, когда его в очередной раз поймали за кайгальство и повезли на суд, на одной из стоянок привязали к караганнику, чтобы не сбежал. Утром, когда сопровождавший его нойон сел на коня, конь вдруг встал на дыбы, нога нойона запуталась в стремени, конь его поволок. Все стояли в оцепенении, не зная, что делать, а Калгыырак вырвал караганник с корнем, разорвал связывающий его аркан, догнал коня и спас нойона. В благодарность за свое спасение нойон его отпустил.

В следующий раз за очередные чудачества, а Калгыырак не мог жить без приключений, опять его поймали. Теперь ему грозила уже смертная казнь, ждали только указ из Пекина, из ставки Богдо-хана. Но случилась радостное событие: в Пекинском зоопарке слониха родила слонёнка, и в честь такого редкого явления всем преступникам объявили амнистию. Калгыырака вновь отпустили.

Скорее всего, Калгыырак – собирательный образ. Каждый кожуун сейчас может сказать, что борец жил именно у них. Таких историй много, но, к сожалению, мало кто ими занимается, и те дореволюционные отношения – это белое пятно в нашей истории.

Рассказ Владимира Тамба

записала Инна Черкасова-Тонгак


http://www.centerasia.ru/issue/2004/13/950-fotopamjat-istorija-semi-istorija-rodiny.html