Все мы, так или иначе, служим друг другу. Если, вы, например, таксист, вы развозите людей на работу или с работы. Но потом вы идете в магазин, в химчистку или сапожную мастерскую и становитесь клиентом. Вы нуждаетесь в услугах медиков, но и они нуждаются в ваших услугах. А услуги бывают разные...
«Вести Кызыла» (№ 9) задумались именно о качестве обслуживания: «Потребители – покупатели – продавцы и сервис обслуживания». О. Есина задавала вопросы о том, устраиваетли покупателей обслуживание в центральных магазинах города, какая парикмахерская нам нравится, заодно, расспросила и продавцов о культуре покупателей.
Всем нравится «Сороковой» магазин, там хороший выбор, а такой «репертуар» конфет я видела только во времена достопамятного «застоя» в московских центральных магазинах.Но, наверное, не соглашусь с критикой двадцатого магазина. Конечно, выбор в нем поскромнее, но никто ни разу там мне не испортил настроение, и очередей там практически нет. Насчет парикмахерских – сложный вопрос, каждый выбирает «своего» парикмахера, но, уходя из «Каприза», я каждый раз вижу в зеркале совершенно другого человека, и иной раз и не подозреваю, что могу быть именно такой. Интересная стрижка, несколько красных прядей в волосах – и вот я уже практически не могу работать, а думаю только о том, что можно ещё сделать со своей внешностью. Для работы это, вероятно, не так уж и хорошо, зато какое удовольствие лично для себя.
Продавцы нами бывают не всегда довольны. В книжных магазинах, например, нет-нет, да и украдет кто-нибудь книгу. Велика тяга народа к знаниям.
В одиннадцатом номере «Эфира» М. Иргит пишет о том, что в Туве расхищается до шестидесяти процентов электроэнергии. Материал называется «Энергетики – за цивилизованные отношения с потребителями». Кстати, «Тот, кто исправно платит, обычно культурно себя ведет и пускает контролеров в дом без всяких проблем. А тот, у кого совесть не чиста, как правило, еще с порога начинает кричать, размахивать руками, грозить прокуратурой, вспоминает свои права». Автор считает, что не платить за электричество «это примерно как в магазине покупатель просит продавца дать ему колбасы, водки, а деньги не платит. Потерпи, мол, братец-продавец не при деньгах я нынче». Что и говорить, культура общения сразу перейдет в другой режим.
Кстати, некачественный товар, например, башмаки можно обменять, а вот как обменять электричество, которое «скачет» так, что лампочки враз перегорают? О более серьезных вещах даже думать не хочется.
Нельзя обменять и билет на спектакль. Театр – это такой вид искусства, который нельзя творить «на века», как, например живопись или скульптуру, в расчете на то, что «потомки поймут». Спектакль прошел – и нет его. Останутся, конечно, фотографии или, с недавнего времени, видеозапись, но чуда спектакля уже не будет. В театре «не кричат и не машут руками», артисты и зрители не высказывают друг другу претензий, хотя о «культуре потребления» тоже можно много говорить.
Что останется на фотографиях? Не игра актеров, а их внешний вид, грим, прически. У творений гримеров и постижеров больше шансов остаться для потомков. В «Тувинской правде» от одиннадцатого марта Э. Ховалыг пишет о Людмиле Волошиной «Зарплата маленькая? Зато удовольствие большое!».
У Кортасара есть цикл рассказов «Жизнь хронопов и фамов». Хронопы – это романтики, люди искусства, литераторы. Один из девизов хронопов – «Хоть в кармане не гроша, но зато поет душа» – замечательное сходство с мнением Людмилы Волошиной. Она – настоящий хроноп. И делает удивительные прически. Учат всех примерно одинаково, но если добавить в свою работу немного любви к профессии, немного любви к людям,капельку фантазии, столовую ложку хорошего настроения, то в любой парикмахерской из нас могут сделать настоящих звезд, как это делает Людмила Волошина.
15 марта отмечался Всемирный день прав потребителей. Никто не называет потребителями зрителей спектакля или пациентов, но суть, в целом, та же – мы нуждаемся в услугах и театра, и медицины. И не в медвежьих.
Ирина Сергеева пишет в десятом номере «Плюс Информа» о «Медицине с нечеловеческим лицом». Честно говоря, мне всегда на врачей везло. У дочери выявили гепатит во время очередного посещения врача. Когда я сама чуть ли не вползла в кабинет и толком не могла объяснить, что у меня болит и почему я чувствую такую слабость, врач быстро поставила диагноз, и все проблемы мигом исчезли. Но, поскольку дыма без огня не бывает, то вполне можно предположить, что далеко не все врачи владеют секретами профессии, среди которых, как и у парикмахеров (почему бы и нет), тоже немного любви к профессии и к пациенту.
Сложнее с теми, кого называют «слугами народа». «Они притворяются, что работают, а мы – что живем под их чутким руководством» – такназываются результаты опроса Аллы Форд («Плюс Информ», № 10). Опрос выявил, что многие, во-первых, недовольны количеством депутатов, считают, что их слишком много, а во-вторых, недовольныкачеством их работы.
Но, господа, во-первых, структура двухпалатного парламента у нас прописана в Конституции, а не ее ли мы приняли на всенародном референдуме? А во-вторых, что касается качества работы – не сами ли мы и выбрали именно этих депутатов? Мы в ответе за тех, кого выбираем (Простите Лис и Маленький принц, но это действительно так).Не нравится работа «слуг народа»? На следующих выборах нужно быть повнимательнее.
С милицией сложнее. Мы ее не выбираем. А ведь тоже очень и очень нуждаемся в ее услугах.
«Журналисты-дружинники» из «Тувинской правды» в номере от 13 марта описывают рейд народной дружины «ДНД – обуза для милиции?». У поэта просто: «Розовые лица, револьвер желт, моя милиция меня бережет». Не знаю, почему револьвер желтый, говорят потому, что кобура желтая, все равно – здорово, а вот почему у нашей милиции нет фонарей, чтобы ходить по подвалам, нет телефонов, машин? Может ли парикмахер работать без расчески и ножниц, и каким будет результат его работы?
Везде нужны хорошие инструменты, и, главное – правильно выбрать мастера. Во всех смыслах.