“Эфир”
Редактор Александр Филатенко
Интересны подборки новостей в еженедельнике. Новости разнообразны по тематике, интересны по изложению и действительно являются именно новостями.
Не везет буддистам Тувы. Обратите внимание, как называют Камбы-ламу. Иногда его называют – Его святейшество. Приравнивая тем самым к Далай-ламе или к Папе Римскому. В 8 номере «Эфира» – он просто «лидер буддистов Тувы». Хорошо, что настоятеля Кызыльской Свято-Троицкой церкви не называют «лидером православных Тувы», а Папа Римский, соответственно стал бы «лидером всех католиков». Но если православная и католическая церaaaковь как-то справляются со своими названиями, точнее, со званиями своих служителей, то буддизму в Туве действительно не повезло.
Не повезло и Тувинско-турецкому лицею. То есть, бывшему Тувинско-турецкому лицею. Сменили название и не только название. Да и «должность директора тоже занимает не турок, а коренной житель». Кстати, «сами турецкие преподаватели называют факт закрытия тувинско-турецкого лицея заранее спланированной акцией, вызванной осложнением отношений между Россией и Турцией из-за Чечни. Это – в заметке «Турецкие преподаватели в Туве приравнены к персонам non grate».
Информационное агентство “Тува-онлайн”
Редактор Дина Оюн
www.onLine.tuva.ru
Первый день рождения в жизни сайта: 22 февраля ему исполнился год. Не так уж это и мало для электронных СМИ, когда все только начинается.
Пресс-служба парламента сообщает об участии депутата Законодательной палаты Великого Хурала РТ Зои Сат в работе Сибирского Народного Собора. «В ходе работы съезда обсуждалась и самая «больная» из всех проблем коренных народов Сибири – алкоголизация населения. Приводились страшные цифры: рост числа психически нездоровых людей на 15%, увеличение умственно-отсталых детей на 56%. По прогнозам ООН в 2010 году число работающих и не работающих в России сравняется. А еще через несколько лет на одного работающего придется пять безработных». Вот что пророчит нам ООН. Сможем ли сделать это утверждение несостоятельным?
Совершенно удивительные вещи публикует Дина Оюн.
В феврале 2003 года в популярной немецкой газете «Вельт» была опубликована статья «Лебединая песня одного народа». В рубрике «Мир литературы» автор публикации Виланд Фройнд анализирует новую книгу Галсана Чинага «Аркан и трава». Галсан Чинаг – тувинский писатель, из монгольских тувинцев.
То, что тувинский писатель Галсан Чинаг пишет на немецком языке – большая удача для немецкой литературы, считают критики. Но его новая книга – это только кирпич к музею тувинской культуры. Автор публикации в газете «Вельт» называет новую книгу Галсана Чинага «меланхоличным чтивом», изложенным в форме юношеских воспоминаний, в которых тувинская мифология переплетается с повседневной суетой. Он утверждает, что тувинская культура умирает, а господин Галсан своей прозой только ее музеефицирует.
Совершенно очевидно, что немецкие критики не имеют в виду собственно тувинскую культуру, о которой Галсан Чинаг не пишет. Они имеют в виду несколько племен, которые оказались в изоляции от основного народа, понятно, что им нелегко сохранить свою культуру. Но прочитать этот роман, перевести его на русский и тувинский языки, наверное, необходимо.
Очень изменилось оформление странички новостей на официальном сайте правительства Тувы. Масса фотографий, интересное размещение материала, иная форма его подачи.
За все, что происходит на сайте, отвечает веб-мастер Шолбан Биче-оол. Все информации имеют авторов, чаще всего это: Алимаа Монгуш, Алексей Радкевич, Юлия Шелудько и Саяна Монгуш.
Вот, например, заметка Алексея Радкевича о Масленице. Автор утверждает, что уже несколько лет как в Кызыле, столице многонациональной республики, не отмечался древний, исконно русский, всеми любимый праздник – Масленица. В этом году мэрия города решила возродить это замечательное праздничное действо.
Может быть, не стоит спорить, но кажется, что праздник отмечался в городе всегда, более или менее широко, уж как получится.
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
Когда женщины поймут, что им на самом деле надо, жить всем станет гораздо легче. Нет, в «Тувинке», нет статей на эту тему, но такой вывод сам собой напрашивается после прочтения и сопоставления нескольких материалов о среднем образовании.
В рубрике «Возрождение традиций» – заметка М. Шангыш «На собрании только отцы», в номере от 15 февраля. В Кызыл-Мажалыкской школе прошло родительское собрание, на котором присутствовали только отцы. Дело в том, что часто дети живут в неполных семьях, не хватает мужского воспитания. Да что там говорить, некоторая феминизация мужчин наблюдается во всем мире. Женщины, получив все права, и частенько в одиночку воспитывая сыновей, не всегда могут вырастить из них настоящих мужчин. Оно, конечно, может и не надо, но потом мы же сами, женщины, начинаем говорить, что повывелись настоящие мужчины. Вот в школе и собрали отцов, говорили с ними о воспитании, о традициях в воспитании, и т.д. Но кто проводил собрание? Три женщины-педагога. Автор утверждает, что получился настоящий мужской разговор. Вот уж нисколько в этом не уверена. Достаточно трудно организовать женщинам мужской разговор. Опять женщины учат и наставляют.
И настоящие мужчины (я думаю, что такие сохранились, например, в Турции), считают, что женщина не может научить ничему путнему. И женщина вообще не должна учить. Ну, давайте, дамы, обидимся на это. И будем продолжать удивляться, что вокруг куда-то исчезли настоящие мужики. Причем тут Тувинско-турецкий лицей? «Забыли сказать спасибо» – так называется статья И. Капустина в номере от 20 февраля, которая повествует о том, как собирались и уходили турки, какое недоумение и горечь испытывали и они, и их ученики. Ведь на ситуацию с лицеем можно взглянуть и изнутри, глазами тех, кого это касается ближе всего. Испытывая полное равнодушие к исламу, нельзя не заметить, что воспитателями в лицее были мужчины, что первоначально это была школа только для мальчиков. Может быть, мы потеряли шанс увидеть настоящих мужчин, воспитанных турками? А может и нет.