газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №9 >НАКОНЕЦ-ТО В РОССИИ ИСЧЕЗЛИ ОЧЕРЕДИ ЗА КОЛБАСОЙ И ПОЯВИЛИСЬ ОЧЕРЕДИ К СВЯТЫНЯМ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

НАКОНЕЦ-ТО В РОССИИ ИСЧЕЗЛИ ОЧЕРЕДИ ЗА КОЛБАСОЙ И ПОЯВИЛИСЬ ОЧЕРЕДИ К СВЯТЫНЯМ

ЦА №9 (28 февраля — 6 марта 2003)

Международные Рождественские образовательные чтения прошли в Москве с 26 января по 1 февраля. По благословению Владыки Ионафана в Москве побывала делегация Абакано-Кызыльской епархии из восьми человек (в том числе из Тувы – иеромонах Авель) во главе с руководителем отдела образования и катехизации священником Александром Горбатовым. На Чтения собралось около 10 тысяч делегатов.

Международные Рождественские образовательные чтения прошли в Москве с 26 января по 1 февраля. По благословению Владыки Ионафана в Москве побывала делегация Абакано-Кызыльской епархии из восьми человек (в том числе из Тувы – иеромонах Авель) во главе с руководителем отдела образования и катехизации священником Александром Горбатовым. На Чтения собралось около 10 тысяч делегатов.

Соседка Тувы – Хакасия связана с Храмом Христа Спасителя крепкими узами. Для отделочных работ Храма Саяногорский мраморный завод предоставил свои лучшие сорта мрамора, а всего для внутренней облицовки были использованы восемь различных пород мрамора отечественных и зарубежных производителей. Причудливый орнамент из разноцветного мрамора на полу поражает своей красотой и декоративностью. Богатые традиции русского искусства представлены в произведениях живописи и скульптуры на темы Священного Писания.

Это – красота, которая одухотворяет человека. Здесь уместно упомянуть о так называемой видеоэкологии, идеи которой популяризирует на хакасском телевидении журналистка Людмила Растащенова (недавняя героиня газеты, «ЦА» №2 от 10 января 2003г.). Согласно исследованиям ученых окружающие нас объекты – жилища, присутственные места, улицы городов отрицательно воздействуют на психику человека. Прямоугольные формы, острые углы, серые тона агрессивны для глаз человека. Так же, как и мелькание видеоклипов на телеэкране. А вот виды природы, закругленные элементы архитектуры, гармоничные постройки просто целебны для человеческого взгляда. Ученые подтверждают, что архитектура и внутреннее убранство храмов идеальны с точки зрения видеоэкологии. Наверное, об этом догадывались наши предки, раз возводили настоящие шедевры зодческого искусства.

К сожалению, из-за болезни в Богослужении не участвовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, но он присутствовал на открытии Рождественских чтений в Государственном Кремлевском дворце, где выступил с приветствием ко всем участникам. Пройти в Кремлевский дворец можно было только через спецконтроль по пропускам и паспортам. Проходили через дугу металлоискателя, сумочки подвергались личному досмотру. Впрочем, с проверкой документов особой строгости не было, и с нами прошли наши земляки, живущие в Москве. В перерыве мы хотели прогуляться по Кремлю до Соборной площади, но все аллеи вокруг дворца были оцеплены постовыми.

Оживление вызвала речь президента Российской Академии образования Н. Никандрова о вере и нравственности. По мнению Николая Дмитриевича сейчас очень актуален вопрос о российском патриотизме. Он привел пример из газеты «Московский комсомолец» («МК» от 21 октября 2002 г.), где на вопросы корреспондента отвечал депутат Государственной Думы РФ Невзоров. Вопрос о Родине, Патриотизме, Обязанности перед Отечеством. Ответ: «Ни малейшей, ни единой обязанности. Родина – вообще, я считаю, скотина». На этих словах зал Кремлевского дворца горестно ахнул. Еще об одном говорил академик. О смещении нравственных ценностей в сторону низменного. Добрались опошлять уже сказки. Недавно он смотрел в Санкт-Петербурге в Мариинском театре балет «Золушка». Постановщики «рассказали» свою версию, согласно которой родные Золушки были деградировавшими алкоголиками. А у Принца возникли проблемы: или искать Золушку, или остаться с группой юношей в голубых костюмах (эти костюмы намекали на их «нестандартность»). Как тут не вспомнить слова поэта: «Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно…»

На Рождественских чтениях работало 50(!) секций. Мы листали программу (150 страниц!) и выбирали, кому что ближе по профессиональному или душевному расположению. Вот некоторые направления. Патриотическое воспитание молодежи. Социальное служение Церкви, благотворительность. Церковь и Армия. Церковь и право. Православие и экономика. Церковь и культура. Православное краеведение. Музыкальная культура православного мира. Православие, театр и кино. Церковь и народное творчество. Философия и христианство. Православная антропология и психология. Православие и Интернет.

Мне удалось принять участие в работе секции «Православная журналистика» и в конференции «Современное молодежное служение Русской Православной Церкви».

Еще одна секция – «Православная реабилитация наркозависимых» – привлекла внимание тем, что в ее работе принимали участие многие известные люди. Возглавил секцию иеромонах Анатолий (Берестов), профессор, доктор медицинских наук. Руководимый им реабилитационный центр, где помогают молодым наркоманам и алкоголикам, известен по всей стране. В работе секции приняли участие: полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г. Полтавченко, министр по налогам и сборам РФ Г. Букаев, председатель Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы РФ, профессор, доктор медицинских наук Н. Герасименко, главный нарколог Минздрава России Н. Иванец, а также представители МВД РФ, Минздрава РФ, Минобразования РФ, ФСБ РФ и др.

Молодежную конференцию я выбрала потому, что в программе было заявлено выступление священника Иоанна Охлобыстина (бывшего кинорежиссера, помните фильм «ДМБ»?), а также известного полемиста и богослова, преподавателя МГУ дьякона Андрея Кураева (недавно он участвовал в программе «Прошу слова» на НТВ), а еще потому, что на ней должен был выступать солист рок-группы «Алиса» Константин Кинчев. Мой 15-летний сын Семен не простил бы мне, если бы я проигнорировала легенду русского рока Костю Кинчева.

Конференция работала в Доме культуры Московского Государственного социального университета. Все выступающие охотно отвечали на вопросы из зала, поэтому поток записок не иссякал. Молодых людей, а их в зале было большинство, интересовали самые разнообразные темы. Активность молодежи, и в частности работа молодежного отдела Русской Православной Церкви, дает основание надеяться, что будущее страны совсем не мрачно. Это не потерянное поколение, и не поколение «Next», у них своя формулировка – «Обретенное поколение».

Первым выступил депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций А. Чуев. Первый вопрос был о рекламе пива – как ее хотя бы ограничить? Депутат ответил, что работа над законом об ограничении рекламы пива (убрать из самого «смотрибельного» времени) пробуксовывается. Есть группы депутатов, которые прямо заявляют, что бойкотируют этот закон и он не дойдет даже до первого чтения. А ведь уже всем известно, что пиво в ряду алкогольных напитков – то же самое, что и марихуана в ряду наркотиков. Бороться с этим злом очень трудно, тем более, что все силы брошены на борьбу с наркоманией. Алкоголизм уже считается меньшим злом...

Другой вопрос – о доступной продаже порнографических журналов в любом газетном киоске. Ответ: нет четкого разграничения понятий «эротика» и «порнография», поэтому трудно запретить то, что имеет расплывчатое понятие. Вот будет приниматься новый закон о СМИ, тогда что-то изменится.

Вопрос о рекламе контрацептивов – не слишком ли навязчиво? Ответ: так явно и конкретно реклама подобного рода вообще не должна подаваться. Этим создается культ разрушения семьи, культ удовольствия. Эта реклама не решает проблемы. Как ни странно наблюдается тенденция к увеличению количества абортов. Ежегодно в стране по официальной статистике их проводится два миллиона. По неофициальной – мы убиваем четыре миллиона детей! Хоть и рекламируем безопасный секс, получаем обратный результат.

Отец Павел из Тамбовской епархии рассказал о своем опыте работы с молодежью. Сам он бывший десантник, спортсмен. Совершил более 3000 прыжков с парашютом. Кстати, продолжал прыгать с парашютом, будучи уже в священническом сане, взяв на это благословение у Святейшего Патриарха. У некоторых возникает вопрос: прилично ли священнику заниматься спортом, да еще прыгать с парашютом? Отец Павел считает, что он не нарушает апостольское правило, ведь в Евангелии говорится: «Служите друг другу тем даром, который имеете». Вот есть у него такие таланты – ими он и служит. У себя на тамбовщине открыл парапланерную секцию. Выезжают в летний лагерь и занимаются полетами. Летом к ним сбегаются все окрестные ребятишки, мечтая тоже взмыть в небо. В лагерь они берут беспризорников и не боятся их плохого влияния, наоборот, эти дети учатся молиться и бороться со своим поведением, с плохими привычками.

Самый большой интерес вызвал рассказ священника из Санкт-Петербурга Артемия Скрипкина о том, как священники и рок-музыканты провели совместное мероприятие. Идея провести рок-фестиваль, который бы сказал молодому слушателю о Боге, родилась на Груше (фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина). Сергей Калугин («Ковчег») предложил назвать его «Рок против смерти», а Юрий Шевчук («ДДТ») возразил: «Что мы все «против» да «против», давайте хоть один раз скажем «За»! Оказывается, сегодняшний русский рок – за путь к Небу, за путь к Богу, поэтому фестиваль назвали «Рок к Небу».

Участвовать в нем охотно согласились Константин Кинчев и группа «Алиса», Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер», Юрий Шевчук, Сергей Калугин и Ольга Арефьева. Никакой идеологической нагрузки на исполнителей не было, им разрешалось петь то, что есть на душе. Время проведения концерта – 14 января, шли рождественские святки, по стране проходили благотворительные концерты, но этот в Ледовом дворце, вместимостью 14 тысяч человек, был, пожалуй, самым необычным.

Перед началом концерта архимандрит Геннадий (Гоголев), ректор Костромской духовной семинарии, коротко поздравил всех с праздником Рождества Христова. Во время концерта в перерывах между песнями на экране возникали слайдовые проекции с изображением картин природы, лицами людей, изображениями храмов. Звучали Валаамские и григорианские хоралы. По словам участников, это создавало ощущение умиротворенности, как будто на душу проливался елей.

А ведь многотысячная толпа фанатов рока практически неуправляема, даже Константин Кинчев не ручался за адекватную реакцию своих поклонников на появление на сцене человека в рясе. Тем не менее, Юрий Шевчук вывел на сцену дьякона Андрея Кураева, представил как своего друга и сказал: «Мы вам пытались сказать о Боге, но в каждом деле есть свои специалисты, вот перед вами настоящий богослов и он скажет лучше». В полнейшей тишине зал слушал проповедь отца Андрея, выстроенную по всем церковным канонам. Я не буду приводить ее целиком, но вот отрывок из его речи:

«…однажды сердце обжигает мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек – просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет вечность. И вот из этой тьмы меня отпустили на побывку. В этом ли смысл моей жизни? Это ли «все, что останется после меня»? И тогда понимаешь: моя биография не сводится к истории моего тела, то есть, в конце концов, к истории моей болезни – от первого зуба до последнего инфаркта.

И тогда понимаешь, что самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни, – это не знакомство со знаменитостью, а знакомство со своей душой. Ты, моя душа, и ты, мое тело, – не одно и тоже…»

Взрыв аплодисментов был ответом на все страхи и опасения, что засвистают, что забросают чем-нибудь. Шестерым основным исполнителям иерей Артемий (который и рассказывал о концерте) вручил иконы Божией Матери «Казанская». Этим подарком они были растроганы. А Константина Кинчева на конференции все же не было! О нем рассказал дьякон Андрей, о трудном пути, который прошли «динозавры русского рока». Кинчев говорит, что его музыка – это миссия к язычникам, тем, которые о Боге-то не задумываются, не то, чтобы нашли дорогу к Храму. Некоторые священники, по словам Кинчева, осуждают его за то, что он поет, но он видит, что с помощью рока может достучаться до сердец молодых. К слову сказать, Кинчев – человек воцерковленный, постоянно исповедуется и причащается.

Еще об одной дискуссии хочу упомянуть, так как об этом нет-нет да появляются материалы в газетах. Пишут и о том, что эти книги надо прятать от детей.

Речь идет о книгах Дж.Ролинг про Гарри Поттера. На Рождественских чтениях герою английской писательницы уделили пристальное внимание. Раз об этом спорят, значит, это интересно. В церковной среде нет однородного мнения по этим книгам. Кто-то видит сплошной оккультизм, более того – сатанизм, а значит, вред детской душе. Другие относятся к этому спокойно, как просто к детской сказке.

Уже в первый день пленарного заседания, а оно проходило в огромном зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, перед большой аудиторией выступили две писательницы – директор Института демографических проблем Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их доклад «Гарри Поттер: формирование нового человека» был, по сути, прокурорской точкой зрения.

А вот адвокатом Гарри Поттера стал дьякон Андрей Кураев. Он советует не прятать эти книги от детей (но, кстати, и не навязывать), а прочитать самим взрослым: «Если я запрещаю, то теряю право на диалог с ребенком». Прочитав книгу, можно поговорить о ней со своим чадом, спросить, как бы он поступил на месте того или иного героя, как он оценивает поступки, да и самому поделиться своим мнением, ведь взрослый может заметить такие тонкости, на которые дети просто не обратят внимание.

Мне долго не хотелось читать книги про Гарри Поттера, я с трудом осилила первые тринадцать страниц и чуть не уснула, хотя ребенок и говорил, что дальше читается легче. Но все же вернулась к ним, просто было интересно, а в каком это информационном поле находится мой ребенок? Прочитала и не пожалела. Сказала ему, как я ее поняла: эта книга о любви, о силе родительской любви, способной защитить ребенка от самого страшного зла.

Но вот «поттеромании» принять не могу. Здесь я солидарна с молодой московской учительницей Ксенией Олиховецкой: « Сказка как сказка, ничуть не лучше «Питера Пена» или «Алисы в стране чудес», просто хорошо раскрученная. При желании и подходящей почве можно свихнуться и от «Красной Шапочки». Искусственно созданный ажиотаж вокруг книг Ролинг показал, что некоторые дети не имеют правильного иммунного ответа на книги о Гарри Поттере. Виноваты семьи с больными почвой и климатом, где дети неправильно, неадекватно воспринимают сказку о Поттере и в результате уходят от реальности, от «маглов», где бедному ребенку так плохо живется».

В этом же контексте упоминали книги Толкиена. Полстраны бредит его произведениями. В том-то и дело, что «бредят», сходят с ума. Когда публиковали данные последней переписи населения, то выяснилось, что среди нас живут «орки», «гоблины», «эльфы» – герои «Властелина колец». Взрослые люди на полном серьезе заставили переписчиков внести именно такие данные о себе. Виноват ли Толкиен, что стал «властелином умов» молодых людей? Вообще-то свойство «фанатеть» от чего-либо заложено внутри нас, православие называет эти свойства четко – страсти.

Но одного автора все же назвали бесспорно «плохим» – Ника Перумова – за его «ненависть к христианству и симпатию к сатанизму». Вот от яда его книг стоило бы поберечь детей. С большим сожалением вздохнула – увы, поздно, чтение книг этого автора моим сыном я «прохлопала ушами». Зато послушалась совета найти книги писательницы Юлии Вознесенской, которая пишет в стиле русского фэнтези, и книги Николая Блохина. Кстати, найти их очень нелегко – так быстро они раскупаются в магазинах православной книги.

Рождественские чтения дали возможность прикоснуться к духовным ценностям и святыням Москвы.

С декабря 2002 года в Свято-Даниловом мужском монастыре находится «в гостях» чудотворная икона Божией Матери «Почаевская», привезенная из украинской Свято-Успенской Почаевской Лавры. Сразу у ворот монастыря я увидела очередь и заняла ее (по привычка – на всякий случай). Оказалось, все люди передо мною хотели поклониться Почаевской иконе Божией Матери. Час прошел в очереди на улице, прежде чем попала в Храм, хорошо погода стояла на удивление теплая, приветливая. Еще два часа очередь медленной змейкой протекала по огромному Троицкому собору, даже не верилось, что она когда-нибудь закончится. И вот – святой образ.

Сама икона небольшая, гораздо больше ее оклад в форме Вифлеемской звезды – весь в драгоценных каменьях. По преданию, в 1240 году на вершине Почаевской горы двум инокам и пастуху явилась Пресвятая Богородица в огненном столпе, обращаясь с молитвенной просьбой к Своему Божественному Сыну: простить всех людей, даже самых грешных и даровать им вечное спасение. На камне остался след правой Стопы Богородицы, и это углубление заполнилось водой, которая не исчезает и не иссякает по сей день.

Сколько же людей нуждаются в заступничестве Свыше, сколько молитвенных слез они приносят к святыням, если готовы часами выстаивать в очередях только ради мига прикосновения к святыне.

Потом, перед отъездом. я отстояла еще одну многочасовую очередь. К блаженной старице Матроне. Может быть, у нас в провинции мало кто слышал это имя, но в Москве оно на слуху. В Покровском женском монастыре покоятся мощи Матронушки, как ласково называют ее москвичи. О ее помощи, причем даже мгновенной, уже ходят легенды. Люди, которые вереницей подходили сначала к иконе, а затем к мощам – самые разные, много молодых. Почти все с цветами в руках, такая традиция сложилась. И каждому при выходе из храма дают горстку сухих лепестков, говорят, если их заваривать с чаем, то помогает при болезнях. Случаи исцелений так многочисленны, что рукописные тетради, в которые люди писали о случаях небесной помощи, издали в книги. А в знак благодарности многие оставляют свои драгоценности: серьги, кольца, часы, образки, которые находятся за окладом иконы – прямо килограммы золота. Подумалось: «Вот мы какие, на духовное умеем реагировать только материально».

А на душе стало радостно и тепло. К счастью, ушел в прошлое дефицит каких-то продуктов, исчезли пресловутые очереди за колбасой, появились очереди к святыням – это знак. У нас теперь – жажда духовная, и алчем мы другого хлеба. Может, исполняются слова Священного Писания: «Я пошлю на землю голод – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Амос.8,11).

И еще одно явление обратило на себя внимание – это молодые семьи в храмах. Их довольно много. У них совершенно другие лица, – одухотворенные, светящиеся изнутри; другие глаза – осмысленные, про которые хочется сказать: зеркало души. Это было самым лучшим и сильным впечатлением: у нас, у России есть будущее, есть надежда на возрождение духовных и нравственных сил общества.

Москва – Абакан

Надежда Кирова

 (голосов: 0)
Опубликовано 28 февраля 2003 г.
Просмотров: 2812
Версия для печати

Также в №9:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru