газета «Центр Азии» №6 (7 — 13 февраля 2003)
Культурная жизнь

ВЕРУЮ!

7 февраля 2003 г.

Не очень-то балует в последнее время зрителей наш единственный театр новыми постановками. Поэтому, видимо, такой интерес вызвала премьера нового спектакля, название которого дословно переводится как «Верую в космос, в нервы, в сало!..». Из этого названия легко догадаться, что постановка создана по рассказам Василия Шукшина.

Почему сегодня на тувинской сцене ставится именно Василий Шукшин? Режиссер Алексей Ооржак так ответил на этот вопрос: «Он мне интересен, интересен своей неизбывной болью, надрывом. Его рассказы – это гимн жизни, гимн всем «чудикам». Несгибаемый народ – эти «чудики». У нас их тоже немало, и каждый из них верит во что-то свое. Спектакль задумывался еще в прошлом году для русской труппы. Так как она у нас очень малочисленная, то и форма маленьких новелл с небольшим количеством участников в каждой как нельзя лучше подходила для них. Работа началась, уже готовы были декорации, но к сожалению, дальше дело не пошло из-за внутренних проблем в русской труппе, из-за текучки актерских кадров. Решено было ставить спектакль с тувинской труппой. Сделали перевод рассказов Шукшина на тувинский язык. Как получилось – судить зрителям».

В основу спектакля легли мотивы шести маленьких произведений писателя, описывающих незатейливую жизнь маленькой деревушки и ее обитателей. Это именно спектакль по мотивам, нельзя искать досконального проецирования на сцене, хотя бы в силу того, что рассказ и пьеса – это совершенно разные литературные жанры.

Режиссер нашел интересный прием, объединяющий алтайскую деревню с тувинской провинцией: многие персонажи встречаются на железнодорожном вокзале с тувинским путешественником, который находит общий язык с разными представителями нашей необъятной Родины. Написала эти слова и с ностальгией вспомнила времена, когда действительно в любом уголке России можно было чувствовать себя как дома, по крайней мере, даже при некотором бытовом дискомфорте, не ощущать себя чужаком. Чего, к сожалению, не скажешь о наших днях.

Сценографию спектакля художника Валерия Шульги отличает необычайно большое пространство, обилие воздуха, широта, объемность. Все это достигается декорациями из дерева, настоящими и стилизованными домотканными половиками и лоскутными панно в русском стиле. Описание на словах только обедняет представление, надо увидеть сочетание красок и деревянных строений, чтобы понять атмосферу уюта и милого примитивного уклада деревенской жизни.

На этом незатейливом фоне разыгрываются настоящие человеческие драмы. Маленькие истории из жизни обыкновенных людей, с которыми мы сталкиваемся каждодневно, но почти всегда, обремененные своими проблемами, пропускаем мимо своего сознания, не желая усложнять свою жизнь.

Режиссер Алексей Ооржак скурпулезно вникает в судьбу каждого персонажа, они ему интересны по-настоящему, он хочет понять мотивы их поведения, он к ним неравнодушен, они ему близки как родные люди. Маленькие детали, тонкие нюансы высвечивают каждый образ, делают его выпуклым, живым, настоящим.

На примере одного рассказа «Письмо» можно проанализировать детальную работу режиссера и актеров. И Кузьмовна (заслуженная артистка РТ Анзат Куулар) с ее тоской по родным детям и внукам, и Ильичиха (заслуженная артистка РТ Надежда Наксыл) с ее озлобленностью на неудавшуюся женскую судьбу, выписаны столь тонко, гармонично и человечно, что в сочувствии к ним не замечаешь, как они буквально въедаются к тебе в душу своими будничными переживаниями.

А Наум Евстигнеич (заслуженный артист РФ Люндуп Солун-оол) и Юрка (актриса Людмила Шивит-оол), разве они могут оставить нас равнодушными своей трогательной верою в могущество и благородство человека, которое и их сподвигло на хорошие поступки?

Много в спектакле комедийных моментов, когда в зале слышится просто оглушительный хохот, но вслед за смехом иногда наступает столь гнетущая тишина, что просто кожей ощущаешь волны сопереживания, сочувствия и любви. Эти минуты неоценимы. Это и называется: «Ангел пролетел».

Режиссер А.Ооржак – мастер финальных сцен. В финале этого спектакля все его участники объединены верою, но не какой-либо религиозной, а верою в необходимость каждого дня, каждого человека, каждой надежды...

Эмилия ХОВАЛЫГ
http://www.centerasia.ru/issue/2003/6/2063-veruyu.html