– Правду рассказывают, что в Свято-Троицком храме действует иконописная мастерская?
Д. Лопарев, г. Кызыл
– Действительно, в храме несет послушание иконописец Николай Зайцев, но до открытия иконописной мастерской еще далеко. Пока он обучает себе помощников: в Воскресной школе преподает иконопись для старших учеников, рисунок – для младших, а также обучает мальчиков резьбе по дереву.
Николай – наш давний друг, тоже из Старого Оскола. Впервые приехал к нам в гости летом, посмотреть, как живут люди в Сибири, в тайге с «белыми медведями». Закончил Курскую духовную семинарию, до этого – художественную школу, училище. Преподавал в Белгородской православной гимназии.
В нашем храме иконы на иконостасе (это греческое слово обозначает перегородку с иконами между храмом и алтарем) – из литографий. Николай начал писать иконостас по всем православным канонам. Уже почти готов верхний праздничный ряд иконостаса. Надеемся, что полностью работа будет завершена к началу февраля.
Работы у Николая очень много. В подвале строящегося здания и на колокольне церкви мы нашли много старинных, намоленных икон, которые из-за сырости и окружавшей их грязи начали разрушаться. «Сердце кровью обливается смотреть на них»,– говорит Николай и понемногу реставрирует иконы.
Роспись икон сильно отличается от светского изобразительного искусства, здесь нужен особый духовный настрой, особенные краски, которые делает сам художник, из камней, минералов, на яичной основе. Такими «каменными» красками были написаны древние, Рублевские иконы, поэтому со временем они не выцветают и не блекнут. Работа очень кропотливая, требующая полного сосредоточения и самоотдачи. Чтобы икона получилась, иконописец должен думать о Божественном, поэтому он обязательно должен быть воцерквлен.