газета «Центр Азии» №45 (7 — 13 ноября 2003)
Письмо в номер

Письма такие разные

7 ноября 2003 г.

Письма такие разные: о погибшем юноше, о тяжелой жизни в селе. Все важно. Но чтобы понять, почему мы стали жить так, а не иначе, надо обратиться к прошлому. Все взаимосвязано. Письмо председателя общества «Мемориал» возвращает нас к годам репрессий в Туве.

Ежегодно 30 октября возле памятника «Непокоренному арату», находящемуся на месте здания ГПУ, где в подвалах держали арестованных, собираются те, кто на себе испытал ужас репрессий. Воспоминания, слезы, речи… Некоторые прохожие смотрят на собравшихся с усмешкой, некоторые – с удивлением. Нам сейчас трудно представить, что значит жить в чужом краю, голодать, умирать от холода, и работать, работать… Как работали спецпереселенцы на стройках в Шагонаре, на золотых приисках, на лесоповалах. Тысячи людей сидели в лагерях, умирали или возвращались домой покалеченными не физически, так душевно.

В 1994 году тувинским обществом «Мемориал», которое возглавляет  Охемчик Ондар, было найдено массовое захоронение людей в районе старого аэропорта в Кызыле, 11 тел перезахоронено, но идентифицировать их не удалось. Поэтому так дороги для Тувы списки погибших в норильском лагере.

По данным прокуратуры РТ официально найдены данные на 1286 человек, подвергшихся аресту и уголовному наказанию за политические взгляды и убеждения. Одними из первых репрессиям подверглись руководители Тувинской Народной Республики. 16 октября 1938 года – день казни руководства ТНР. Список казненных возглавляет премьер-министр, министр иностранных дел ТНР Сат Чурмит-Дажы. Кроме него были расстреляны председатель одной из палат парламента (Малого Хурала) Адыг-Тулуш Хемчик-оол, председатель Тувинского банка Танчай Оюн, первый прокурор ТНР Пиринлей Кара-Сал, министр торговли и промышленности Лопсан Сат. До сегодняшнего дня не реабилитирован Буян Бадыргы, первый глава Тувинского государства.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ ЖИВЕТ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ

Помогите советом, как быть, как жить? Воспитываю внучку, десятиклассницу. Нужны учебники, тетради, кроме того, нужно и одеть, и накормить. Хотел оформить опекунство, но мне ответили, что я не имею на это права, так как – инвалид второй группы, и мне 72 года. Когда была жива бабушка, на две пенсии мы жили терпимо, но она умерла. У внучки есть отец, тоже инвалид второй группы, мать нигде не работает – негде устроиться. Если я не имею права оформить опекунство, то что может хоть немного облегчить нашу жизнь?

Иван Лыков,
село Бояровка

Мы упоминали в материале «Опекунские» под контролем. Возврата долгов ждите в 2004 году» (№24 «ЦА») о том, что существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Как рассказал председатель Комитета по здравоохранению, социальной защите, физкультуре и спорту Законодательной палаты Великого Хурала РТ Борис Кудерек, в Туве этот закон реализуется через целевую программу «Предотвращение бедности», на которую в бюджете РТ 2003 года было заложено шесть миллионов рублей. По этой программе вы можете получить адресную материальную помощь в денежной форме, в том числе 500 рублей на приобретение сезонной одежды, обуви для учащегося, а также овощи и картофель. С заявлением о помощи необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства.

Всего по программе «Предотвращение бедности» за девять месяцев 2003 года на оказание материальной помощи малоимущим гражданам и студентам по постановлениям правительства, приказам Минтруда РТ и наказам избирателей было выплачено 3668980 рублей (на 29 сентября 2003 года).

Интересно, что «Союз женщин РТ» так же оказался в разряде остронуждающихся: на проведение юбилейного съезда, посвященого 75-летию женского движения в Туве и 10-летию Союза женщин РТ организации было выделено 254 тысячи рублей.

По данным Госкомстата РТ на 1 января 2003 года доходы ниже прожиточного минимума имели 49,7 процента населения Тувы, в первом полугодии 2003 года за чертой  бедности находилось уже 57,9 процента населения Тувы (прожиточный минимум на третий квартал 2003 года составляет 2251 рубль на душу населения).

АВТОУБИЙЦЫ НА ДОРОГАХ

Страшно то, что люди, наделенные властью оберегать нашу жизнь, способствуют тем, кто на нее посягает. Кого бережет наша милиция: нас или преступников? Скорее всего, преступников, никто не разуверит меня в этом после гибели моего внука.

Дима возвращался домой 3 июля в 22 часа. Пройдя пешеходный переход в районе агрофирмы, подчеркиваю – «пройдя», он был сбит легковой автомашиной, которая на бешеной скорости мчалась в восточном направлении. Удар был настолько сильным и громким, что сбежались все, кто находился поблизости. Подъехала иномарка, водитель которой сообщил стоявшим рядом свидетелям, что его только что обогнала белая девятка на большой скорости, номер машины он успел запомнить частично. Этот же водитель по сотовому телефону вызвал «скорую» и милицию, которые прибыли очень быстро.

«Скорая» увезла Диму, можно сказать, мертвого – давление было 60/0, со множественными тяжелыми травмами, этот ублюдок переехал его и протащил еще несколько метров. В операционной ресбольницы началась борьба за жизнь внука.

В это время дознаватель УГИБДД С. Уразовский составлял протокол дорожно-транспортного происшествия. Протокол – основа в уголовном деле, от него зависит качественный следственный процесс. Несколько «интересных» моментов из него приведу: «Заявление не подано», а мог ли полуживой пешеход его написать?! Заявление было написано матерью Димы на третий день, но его упорно не хотели принимать в УГИБДД.

Еще один немаловажный момент из протокола – «свидетелей нет», а куда делась толпа людей, и откуда господин Уразовский узнал, что наезд совершила белая девятка? Где пресловутая операция «перехват»? Не так уж много у нас белых «девяток» и автомастерских, где могли восстановить эту машину.

В ту ночь врачи «вырвали» Диму у смерти, на третьи сутки его перевели из реанимации в травматологическое отделение. Вторую операция назначили через 13 дней, но начались осложнения, и пришлось делать срочную. Дима умер на 21 день. За все это время никто из представителей правоохранительных органов не пришел поговорить с ним. Дознователь Уразовский только через 16 дней написал рапорт об этом ДТП прокурору города Ведягину.

Через три дня после наезда на Диму под колесами автомобиля в районе «Востока» погиб мужчина, водитель скрылся. В конце июля машина сбила двоих детей, мальчик погиб на месте, а девочку увезли в больницу, водителя-убийцу вновь не нашли. 7 июля  был совершен наезд на ребенка Шипилина. На место ДТП выезжал опять же С. Уразовский, в возбуждении уголовного дела родителям отказали – дети обливались водой. Теперь что, за это можно их давить?! Ребенок долгое время находился в больнице. В середине сентября на заправке около кладбища от наезда погибла женщина. Автолихачей не нашли, а ищут ли их?

Больше четырех месяцев прошло со дня наезда на моего внука. Дело стоит на месте. Занимается им третий следователь. Автоубийцу, осиротившего мать, младшего брата и двух бабушек, тщательно скрывают. Дима был старшим мужчиной в нашей семье, нашей опорой. Его отец погиб по вине пьяного водителя.

Спасибо работникам реанимационного отделения ресбольницы, сделавшим все, чтобы Дима остался жить. Особенно благодарны сотрудникам колонии ЛИ-2, где в отделе безопасности работал Дима. Его коллеги морально и материально поддерживали Диму в больнице и нас, родственников, после его смерти. Очень ждем звонка от водителя иномарки и свидетелей ДТП по телефону 3-63-96.

Моему внуку было всего 24 года, казалось бы, вся жизнь впереди, но… Будьте осторожны пешеходы – автоубийцы среди нас, на дорогах города!

Эльвира Лобачева,
г. Кызыл

Затронутая в письме проблема действительно больная для республики и это видно по данным из справки ГИБДД РТ:

«За текущий год в ходе надзора за дорожным движением сотрудниками ГИБДД РТ выявлено 27022 нарушений правил дорожного движения. Задержано 2358 водителей за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, 1749 – доставлены в медвытрезвитель, 1667 материалов направлено в суд, 27 водителей лишены водительских прав. Было наложено штрафных санкций на сумму 2346 тысяч рублей, взыскано – 944 тысячи рублей.

В целом по республике было зарегистрировано 259 ДТП, в которых погибли 70 человек, 327 – получили ранения. В состоянии алкогольного опьянения водителями было совершено 64 ДТП, 85 ДТП произошли по вине пешеходов.

Основная часть ДТП (55%) была зарегистрирована в Кызыле: 22 человека в результате ДТП погибли, 168 – получили ранения.

Зарегистрировано 59 ДТП с участием несовершенных, девять детей погибли (трое – в Кызыле), 55 –получили ранения (30 – в Кызыле)».

Цифры – вещь безжалостная. Но говорить о том, что ГИБДД РТ ничего не делает, язык не поворачивается. В той же справке сказано, что сотрудниками ДПС раскрыто 169 преступлений по «горячим» следам (34 тяжких, пять грабежей, 47 краж, 11 разбоев, 49 хулиганств, задержаны 20 человек, находящихся в розыске), пресечено 59 фактов перевозки наркотических веществ весом более 23 килограммов, изъято 32 единицы огнестрельного оружия, 14  единиц – холодного оружия и 252 единицы боеприпасов, изъято 29004 литра спирта.

ПАМЯТИ РЕПРЕСИРОВАННЫХ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Ежегодно 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий.

До сих пор в Кызыльский музей истории политических репрессий обращаются родственники без вести пропавших в годы репрессий. В последние два года работа по розыску репрессированных жителей Тувы ведется постоянно.

До сих пор остаются неизвестными имена погибших от голода в тоджинском лагере «Хуннук», погибших во время наводнения в Кызыльской тюрьме, замученных в Кара-Булуне Тандинского кожууна и лагере, располагавшемся на территории курорта «Чедер». Музей получил список заключенных, бывших жителей Тувы, умерших в Норильском лагере – Норилаге. Мы благодарны директору исторического музея Норильска С. Слесаревой за предоставление ценного исторического документа, благодарим Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана, старшего научного сотрудника Национального музея им. 60 богатырей, доктора исторических наук – за содействие в получении информации.

О. Охемчик,
председатель общества «Мемориал», директор Музея истории политических репрессий в Туве

Список заключенных, умерших в Норилаге

1939 год.

1. Маглаа Несетр Иванович.
2. Хагба Бас Максимович.

1945 год.

3. Иргит Чолдак-Сурн Кенден.
4. Кыргыс Маадыр-оол Дажима.
5. Монгуш Часкал-оол Монгежик.
6. Маады Хэмчик-оол Кокродой.
7. Монгуш Чадамба Дондук.
8. Монгуш Чимба Сендий.
9. Пунцугын Бабу.
10. Саая Элбек Мертек.
11. Соян Шоюн Ожук Даты.
12. Саая Адам Шогжал.
13. Тулуш Айыыжы Айыыр-Санаа.
14. Тумат Чолдак-Бегзи Долба.
15. Хертек Саян Чучаай-Мээрен Сурас.
16. Хертек Борбак-оол Холуку.
17. Кара-Сал Барбан-Кан Бара Лажан.

1946 год.

18. Саая Кек Ондар-оол.
19. Саая Арган-оол Тарчик.
20. Соян-Шишит Болдер Тере-Бедыр.
21. Соян Бады Сара Сайзупович.
22. Салчак Делир-оол Артальск.
23. Хертек Безчи Уртун-оол.
24. Лубсычын Лубсан Дандин.
25. Монгуш Буду Омчула.
26. Монгуш Балдяй-оол  Конзажик.
27. Ондар Чиргал Шибай-оол.
28. Ондар Хая Кегээзин.
29. Саая Самын Октек-оол.
30. Хертек Байыр-оол Сегбе.
31. Сугахар Юдамен.

1948 год.

32. Кара-Монгуш Дамдын-оол Додорыкпай.
33. Монгуш Деем-Седен Шагдыр.
34. Нью-Баи-Ужен.
35. Соян Биче Сагаачи
36. Сымчаан Сандый-оол Брикотович.
37. Хортал Шендор.

1949 год.

38. Кыргыс Шимдай-оол Базыр.

1950 год.

39. Ондар Долгай-оол Дамбаевич.

1951 год.

40. Куулар Токтажык Байыртайн.
41. Карасал Кенден Сарыгбаевич.
42. Монгуш Сурунмя Самааран.
43. Монгуш Сурот Козыл-оолович.
44. Ооржак Бичиней Артыкпай.
45. Оюн Дыртыха Бардан.

1952 год.

46. Карасал Карбы Карасыч.
47. Монгуш Баазан Манзырычаевич.
48. Сарыглар Дуктур-оол Донгуран.

1953 год.

49. Мадан Ма-дан-Беу.
50.Монгуш Хаалан Манай-оол.

1955 год.

51. Монгуш Даргун-оол Кара-Хуна.

Инна Черкасова-Тонгак
http://www.centerasia.ru/issue/2003/45/1599-pisma-takie-raznie.html