газета «Центр Азии» №44 (31 октября — 6 ноября 2003)
Московские огни

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РОМАНСЫ НАДЕЖДЫ КРАСНОЙ

31 октября 2003 г.

Знаете ли вы, какого цвета романсы? Народная артистка России и Тувы Надежда Красная считает, что трудно говорить об одном цвете для этого жанра. Романсы многоцветны и имеют много оттенков настроения даже в одной песне.

В мемориальном музее им. Константина Станиславского (Леонтьевский пер., д.6) 25 октября состоялся первый в этом сезоне концерт вокальной музыки Надежды Красной. Аккомпанировал певице ее спутник творчества и жизни Вадим Федоровцев. В центре мегаполиса в этот вечер можно было забыть о суете дней и погрузиться в вечное – в классическую музыкальную культуру.

Я не знаток музыки и не могла оценить до конца искусность вокальных переливов, которые демонстрировала Надежда Сергеевна, и чему внимали ее ученики на этом концерте. Но при первых же звуках музыки Михаила Глинки и пушкинских слов «Я помню чудное мгновенье…» – передо мною явился образ платка, печально наброшенного на женские плечи. Атмосфера Онегинского зала музея окрасилась в темно-сиреневый цвет. Воспоминания не могут быть яркими, они размыты: «Как мимолетное виденье…». Настроение переливалось, цвет то проявлялся, то затушевывался.

Но не случайно сама Надежда Красная предстала перед зрителями в ослепительно красном наряде. Вовсе не для того, чтобы подчеркнуть свою фамилию. Главной частью программы для нее в этот вечер стал вокальный цикл испанского композитора де Фалья (1876-1946 гг.) «Семь испанских народных песен»: «Мавританская шаль», «Сегидилья», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Песня» и «Поло». Для певицы испанские песни всегда имеют яркий красный цвет.

Именно такой «цветовой» подход Надежда Сергеевна применяет в педагогической практике. Своих учениц она настраивает сначала на «зеленое», «голубое» настроение, а затем уже требует вокального подтверждения цвета. Только так можно достигнуть той тембральной окраски голоса, которая придаст романсу образность, силу, энергию, красоту.

Следующий концерт солистки Московской государственной филармонии, который состоится 16 ноября в Малом зале консерватории будет красно-черным: кроме испанских песен, будут звучать и цыганские. Надежда Сергеевна считает, что цыганская тема представляет собой соединение красного с черным. Для этого будет готовиться и соответствующий наряд.

Надо сказать, что сейчас это целая проблема для певицы. Три года назад умерла художница по костюмам Светлана Смехова, которая настолько хорошо чувствовала артистку, что могла пошить ей великолепное концертное платье всего за одну ночь. И именно такое, какое соответствовало идее и настроению цикла романсов. В это трудно поверить, но Надежда Красная могла получить от нее платье к новой программе за несколько минут до выхода на сцену! Она только переодевалась и шла дарить свое творчество публике. И доверие это было оправдано: наряды никогда не обманывали ожиданий. Ранний уход из жизни Светланы, которую Надежда Сергеевна не называет «портнихой» – только художницей, стал большой утратой для исполнительницы романсов.

Если с цыганской и испанской цветовой палитрой понятно, то встает вопрос: как пройдет концерт московской-тувинской певицы 23 ноября в концертном зале им. П.И. Чайковского? В сопровождении органа исполняться будут десять вариантов песни «Аве Мария». Можно только гадать о цвете и оттенках. Но лучше всего их услышать.

Чимиза Даргын-оол
http://www.centerasia.ru/issue/2003/44/1614-raznocvetnie-romansi-nadezhdi-krasnoy.html