газета «Центр Азии» №41 (10 — 16 октября 2003)
Интернет-окошко

"ЖЭДЭ ЕСТЬ ЖЭДЭ!"

10 октября 2003 г.

На интернет-странице нашей газеты продолжает укрепляться традиция дискуссий. Сентябрь полон разговоров о проблемах национализма, разности взглядов гуманитариев и естественников, о коррупции в образовании, о наркобизнесе, смешивании тувинского и русского языков в разговоре и строительстве железной дороги в Туве. Всего к нам поступило более восьмидесяти писем.

Дискуссии проводятся в свободной форме, студенты сами поднимают вопросы и горячо их обсуждают. Из содержания бесед можно понять, что беспокоит пытливые умы. Радует широта охвата их мысли и их неравнодушие к судьбам Родины.

Одно только обсуждение проблемы железной дороги высвечивает заинтересованность авторов, их умение (или неумение) дискутировать и отношение ко многим смежным проблемам. Вот наиболее характерные письма-мнения на этот счет. Привожу в сокращенном виде, опустив перепалки читателей между собой.

Ролан, 22 сентября:

«Толкаю новую тему: как развивать нашу республику? Например, как вы знаете, у нас очень плохо развита дорожно-транспортная система республики. Что с этим делать? Если у нас, например, сделают железную дорогу, что произойдет?»

Аяс, 23 сентября:

«Что произойдет, если у нас сделают ж/д? А этого не произойдёт. Ещё в школе меня учили, что это никогда не будет рентабельно».

Бас, 24 сентября:

«В Туве? Конечно, экономически нам очень выгодно: новые рабочие места, республика начнёт зарабатывать свои «мани». Но, с другой стороны, что останется от красоты нашей родины? Пройдёт лет этак сто, ведь вывезут весь наш лес, нарушится экосистема! Дорогие мои земляки, вы думаете, чуть покопают золотишко и хорош? Нет, вместо нашего народного достояния останутся лишь дымящие каньоны и шахты. Что останется нашим потомкам?».

Ролан, 25 сентября:

«По-моему, железную дорогу лучше пока вообще не строить. Надо, чтобы народ был готов к такому ответственному шагу. А то появятся какие-нибудь крупные магнаты, типа Быкова в Красноярске, выкачают наши ресурсы, а нас оставят с носом. Надо сначала обучить свои кадры именно за границей, чтобы набрались они там опыта в работе, потом использовали свой опыт у нас.

И еще. Слишком много экономистов и юристов не может быть. Я уверен, среди них найдутся те, которые поднимут Туву до надлежащего уровня. Потом уже будет качественный скачок. В Германии, например, после Второй мировой войны был такой профессор по экономике Эрхард, который сумел сделать перспективные шаги, поднявшие экономику Германии. К чему я это? Да к тому, что нам нужна такая команда, которая бы смогла правильно использовать потенциал нашей республики. А потом можно строить и железную дорогу».

Гангста, 25 сентября:

«Думаю, железная дорога нашей республике нужна. Иного выхода из сложившейся ситуации действительно нет. Так и будем лапу сосать, ожидать подачек в виде пары десятков лимонов дотаций из центра? Разве это лучше? Разве вы хотите, чтобы и ваши дети жили так же, как и вы, не продвинувшись в уровне жизни? Это наш единственный шанс. А кто сказал, что все деньги уйдут за Саяны? Будут уходить, конечно, но еще больше будут приходить и оседать у нас.

По поводу того, что республику заполонят приезжие. Думаю, этого бояться не стоит. Семьдесят процентов живущих в Туве – тувинцы и ущемлять какие-либо права они не позволят (отличная возможность для националистически настроенных политиков). В любом случае наша жизнь станет интереснее и насыщеннее. Кто-то может возразить, что тувинцы будут жить бедно, а другие национальности богаче. А что сейчас мы, тувинцы, живем богаче, чем они? Если посмотреть на представителей среднего и крупного бизнеса в Туве, то ситуация отнюдь не в пользу тувинцев».

Юджин, 27 сентября:

«Жэдэ есть жэдэ!

Какие проблемы возникают у вас? Пусть проектируют эту железную дорогу дорогу, это же для нас будет выгода! Хватит нам гордиться своей изолированностью. Почему мы всегда отстаем от мирового прогресса? Железную дорогу изобрели, чтобы экономика развивалась быстрее.

Горные дороги, перевалы чрезвычайно опасны для автомобилей. Железная дорога более безопасна. Мы будем иметь возможность без пересадки ехать в Красноярск, Москву, Иркутск. Прокладка рельсов и шпал не требует больших земельных затрат. Природа наша от этого не оскудеет. Примером могут послужить Бурятия, Дальний Восток, Карелия. У них есть железная дорога, но у них развитая туристическая индустрия. Так что, уважаемые земляки, не мешайте реализации этого проекта. Он нам нужен».

Аяс, 27 сентября:

«Что за детский сад! Построим железку, и бед знать не будем! Легенду о том, что верблюду не нужно есть и пить, придумали жадные и ненаблюдательные люди. Железная дорога не требует больших затрат? Это смешно. Шпалы стоят недорого? Ещё смешнее. Природу портить не надо? Гомерический хохот.

Надо пробивать туннели в горах, замащивать овраги и пропасти, строить станции, дополнительные опоры электропередач! Это не миллионы, это миллиарды долларов! И ради чего? Что бы дать возможность тремстам тысячам человек уехать из республики? Из Тувы ничего нельзя вывозить. Все заводы давно разворованы. Так что, железная дорога в Туве – это чушь!»

Благодарю всех участников наших дискуссий. В дальнейшем для поощрения активистов мы предложим отдельные интервью с ними. Пишите нам!

Чимиза Даргын-оол
http://www.centerasia.ru/issue/2003/41/1643-zhede-est-zhede.html