газета «Центр Азии» №39 (26 сентября — 2 октября 2003)
Интернет-окошко

МУДРАЯ ФОРМУЛА КОТА ЛЕОПОЛЬДА

26 сентября 2003 г.

Летние каникулы сказались на нашей аудитории и содержании писем в гостевой книге. После жаркой июньской дискуссии по проблемам трудоустройства молодежи в Туве читатели отправились на отдых. Как и ожидалось, с началом учебного года студенты с новыми силами вернулись не только к учебе, но и к нашему интернет-общению.

В гостевой книге и в форуме в конце августа и начале сентября появилось более 40 писем. Вниманию читателей  предлагаю только впечатления о наиболее интересном и характерном – о спорах, точнее о том, как они велись.

Один посетитель высказывает свое мнение, другие отвечают сообразно своим представлениям; в случае разногласий и недопонимания разгорается перепалка. Я, как администратор, комментирую каждое письмо, задаю наводящие, уточняющие вопросы, высказываю свое мнение и отвечаю на встречные вопросы. Таким образом, гостевая книга напоминает уже не просто собрание приветов друг другу со всех концов Земли, но некий интеллектуальный клуб Виртуальной Тувы, где каждый волен поднять любую животрепещущую тему.

На этот раз мы не стали специально задавать тему для обсуждения, читатели сами стихийно затронули проблемы патриотизма, национализма и воспитания молодежи.

Хотя тема национализма считается избитой, однако, это поверхностное представление. Каждый из нас сталкивается с разными проявлениями национализма в своей жизни, но не каждый об этом задумывается и делает правильные выводы.

Порадовали два письма студентов из Москвы, обдуманных, взвешенных и свидетельствующих о явно аналитических задатках их авторов.

Саяна, 4 сентября:

«С бытовым национализмом я сталкиваюсь каждый день, только иногда я выступаю в роли меньшинства, подавляемого большинством (в Москве) и в роли противоположной (в Туве). Может быть, в некоторой степени справедливо, что в Туве русские часто сталкиваются с проявлением бытового национализма. Может быть, он проявляется по-азиатски более сдержанно, но от этого он не перестает быть национализмом.

Говоря о тувинцах, можно говорить и об изолированной системе жизни народа, о их замкнутости внутри себя (иначе нас давно бы ассимилировали). В этом есть, безусловно, свои плюсы, но, с другой стороны, есть и отрицательные стороны данной проблемы. Тувинцам важно суметь не только сохранить себя как этнос, но и перенять положительные качества других народов.

Итак, долой национализм во всех его проявлениях. И если на умы скинхэдов мы повлиять не можем, то хотя бы перестанем сами в душе подвергать дискриминации другие народы. Нужно подняться чуть выше и, ощущая себя тувинцем, ощутить себя и россиянином, гражданином мира».

Ролан, 4 сентября:

«Да, Саяна говорит о существенном, но в ее речи есть кое-какие оплошности. А именно: дело в том, что национализм есть в каждом народе, и от этого не уйдешь. Без чувства национального самосознания – мы никто.

На эту тему очень хорошо сказал историк Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли»: каждый народ претерпевает пик своего существования, пассионарный период его развития. И поэтому, если это было почти в каждом народе, то избежать национальных чувств, по крайней мере, в ближайшее столетие будет сложно. Если это так, то зачем этого избегать, надо сделать это своим преимуществом без проявления какой-либо дискриминации по отношению к другим народам».

Другой читатель с ником Туван-бой поддержал их («Да, бытовой национализм есть, но его замечаешь, когда находишься в соответствующей среде, малообразованной и невоспитанной, в таком случае его лучше не игнорировать»).  И при этом добавил, что он сам… русских девушек любит, а «русских парней презираю и не уважаю (слабаки они)». После серии вопросов к нему и других недоуменных писем читателей, это высказывание было заклеймено и признано весьма неудачным.

В среде нашей студенческой молодежи много пытливых умов. Однако, не все они еще четко представляют, что общение, дискуссии, споры должны идти по определенным правилам. В том числе: высказываться надо аргументировано и логично, не противореча самому себе; отвечать оппоненту лучше всего, переспросив, правильно ли понята его мысль, и ни в коем случае не критиковать позицию другого, переходя на его личность «А ты кто такой сам, что так говоришь?…». 

Именно из-за несоблюдения подобных правил мы получили некрасивую развязку перепалки между двумя нашими читателями Потоптуном и Аясом. Они разругались по поводу старых высказываний Аяса о патриотизме и скатились на уровень: «Раз ты студент ТГУ, то все с тобой ясно, и говорить я с тобой не буду!».

Почему я на это обращаю внимание? Потому что неумение вести грамотную дискуссию, владеть собой при любых обстоятельствах и соблюдать правила спора отличает не только горячих максималистов-студентов, но и многих взрослых политиков. И тем, и другим хочется сказать леопольдовски примиряющее: «Ребята, давайте жить дружно!». Только так мы не просто найдем лучшие ответы на многие вопросы, но и сможем их воплощать в жизнь.

Полностью с содержанием и ходом словесных баталий тех, кто еще учится и «еще не волшебник», вы можете ознакомиться в интернете, в гостевой книге сайта «ЦА». Присоединяйтесь к нашим виртуальным беседам и вместе мы напишем новые страницы проекта «Люди Центра Азии: через понимание к согласию!».

Чимиза Даргын-оол
http://www.centerasia.ru/issue/2003/39/1660-mudraya-formula-kota-leopolda.html