газета «Центр Азии» №36 (5 — 11 сентября 2003)

ПОЛМИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ — НА ДЕЛЕЖ ПИРОГА!

5 сентября 2003 г.

Россия вступила в «предагитационный период»: в декабре мы набираем состав Четвертой Государственной Думы (если считать с 1993 года) или Восьмой (учитывая Думы 1906-1917 годов). Сезон охоты за избирательскими настроениями открылся еще в начале 2003 года, зимой.  Но сейчас партии, найдя за это время источники финансирования и самоопределившись, приступили к полномасштабным действиям по саморекламе.

Выборы-2003, по прогнозам, не сулят нам каких-то политических сенсаций и технологических изобретений. Ожидается только продолжение тенденций, которые проявились в прошлые выборы. Особенности сегодняшней ситуации обсуждались 1 сентября на пресс-конференции в Москве, в Институте развития прессы, специалистами в области прав человека и социологии.

Как уже много говорилось независимыми наблюдателями, демократическое становление в России сопровождается перегибами. Стало привычным делить происходящее на «декларации» и «действительность». Выборы в законодательное собрание ярче всего демонстрируют нам ширину пропасти между этими двумя понятиями. И хотя общественность пытаются убедить в приближении к идеалу, мы же в основной массе продолжаем не верить политикам и чиновникам. Борьба партий и кандидатов за места в Думе под лозунгами защиты прав человека воспринимается как «дележ пирога».

Этот процесс, который происходит по большей части где-то наверху, в отрыве от жизни рядового избирателя, сливается на последнего в виде продуктов выборной пиар-кухни. Есть много стремления играть на ксенофобии (страхах) населения. В частности, использование националистических настроений – уже примета каждых выборов. Ныне мы слышим снова «старые песни о старом».

На общественно-политическом форуме «Выборы-2003» 22-27 августа эксперты собрали массу листовок, направленных на разжигание межнациональной розни. Особенно, по их оценкам, злоупотребляет этим ЛДПР, а также «Единение», «Русь», Народно-патриотическая партия России. Их лозунги: «Россия – для русских» (радикальная форма), а также «Пока в России плохо живется русским, Россия не возродится; надо поднимать русский народ, тогда и другим национальностям будет лучше…» (мягкая форма национализма).

С одной стороны, данный факт напрямую противоречит российскому законодательству и подпадает под действие Уголовного кодекса. Однако, ЦИК не реагирует на это. С другой стороны, по мнению директора Центра стратегического анализа и прогноза, профессора Дмитрия Ольшанского, национализм партийный подпитывается  соответствующими настроениями в народе. По данным ВЦИОМа, среди россиян значительна доля тех, кто пассивно-положительно относится к мнению «Россия – для русских» (35-40%), а также есть 1-3% активно поддерживающих этот лозунг. Поэтому много агитационной работы сейчас ведется в регионах центральной России, гораздо больше, чем мы можем наблюдать в сообщениях общероссийских СМИ.

До Тувы, к счастью, эта тенденция докатится только в смягченной форме. Дело не только в том, что наша республика – национальная и большинство населения (две трети – тувинцы) не поймет идей русского национализма.

Подобные настроения здесь будут использованы как обычно в «представительском» плане. И тоже в отрыве реальности от агитации. Если все кандидаты публично могут декларировать свою полную лояльность в национальных вопросах, то избирательные штабы будут действовать по принципу естественного отбора: кто из кандидатов – русский, а кто – тувинец. Не важны личные и профессиональные качества, гораздо важнее в Туве – кто кого представляет по национальности. Ну и естественно, при этом основную роль играет близость к власти, более всего заинтересованной в контроле над удобным лобби-местом.

Правда, на упомянутой пресс-конференции прозвучала еще одна мысль, которая напрочь отбрасывает все методы ведения честной и относительно честной предвыборных агитаций: «В Москве уже все голосование предрешено, и рекламные щиты по столице вывешены исключительно для того, чтобы отчитаться перед спонсорами и покрасоваться перед Администрацией Президента».

Если принять эту мысль, фактически приравнивающую наши с вами, избиратели, голоса к полному безголосью, то можно, вслед за российскими экспертами, прогнозировать следующее. Наиболее реальные шансы на удачное завершение «охоты на места в Охотном» будут иметь те кандидаты, которые пойдут в списках «Единой России», КПРФ и ЛДПР.  Именно эти три партии находятся во главе многих рейтингов. Эксперты даже говорят о возможности «трехпартийной» Думы, так как следующие по популярности партии – СПС и «Яблоко», судя по результатам августовских опросов, пока не дотягивают до необходимой пятипроцентной планки.

Однако, ситуация еще может круто измениться. Если в ход пойдут «киты» ресурсов (административный, финансовый, информационный и другие), то возможен и чей-то прорыв. Судя по общему количеству средств, которые планируется истратить на выборы-2003, а эта сумма достигает полмиллиарда долларов (эти бы деньги да на мирные цели!), понятно, что общественным нервам в ноябре – декабре предстоит тонуть в потоках мощнейшего энергетического воздействия. Самопоказ до начала объявления даты выборов по определению не подпадает под категорию предвыборной агитации, чем и спешат воспользоваться партии.

С «одномандатниками» дело сложнее. Хотя тоже не обойдется без вышеупомянутых ресурсов. Особенно на местах, особенно в Туве. Одиноким борцам за заветный мандат будет вовсе не одиноко, если говорить о тех кандидатурах, которые «решены». Все пройдет по сценарию, гораздо спокойнее, чем в предыдущие выборы.  Агитация сама по себе уже не сработает. Пирог делить будут четко и размеренно. Наверху.

Вовсе не удивляюсь тому, что на фоне всех пессимистических прогнозов о «дележе пирога» без участия общественного мнения среди московских журналистов в августе появилась шальная мысль о формировании избирательного блока «Против всех!». Не призываю поддерживать подобных «против-всеховцев», но предлагаю всем реально смотреть на вещи.

Демократия по-российски, в том числе по-тувински, продолжает оставаться далекой от идеала. Попробуйте убедить меня в обратном.

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ, собственный корреспондент «ЦА» в Москве
http://www.centerasia.ru/issue/2003/36/1684-polmilliarda-dollarov-na-delezh-piroga.html