Ух, можно, наконец, вздохнуть облегченно: закончилась совершенно суматошная праздничная неделя.
Все сразу: и День Республики-Надым, и международный симпозиум шаманов, и Дни Санкт-Петербурга в Туве. Мероприятия 10-17 августа – интересные выставки, концерты, конференции, спортивные состязания – были утрамбованы так плотно, что посетить их все было просто не по силам не только нормальному человеку, но и журналисту. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми наблюдениями – радостными, ироничными и грустными, возникшими у меня в этой праздничной круговерти.
Самое удивительно-приятное: запланированное (по крайней мере, те мероприятия, на которых мне удалось побывать) начиналось без нашего традиционного восточного опоздания на пару-другую часов. Впрочем, что значат какие-то часы по сравнению с вечностью! И это радует: организованно праздновать мы уже научились! Теперь остается совсем немного – научиться так же организованно работать.
Правда, меня постоянно не покидало какое-то смутное ощущение того, что все это калейдоскопное многодневье проводится не для многочисленных участников и зрителей, а для одного-единственного человека. Что все делегации из кожуунов, нарядные артисты, борцы, кони, овцы, олени и сарлыки – всего лишь массовка, фон для главного выхода главного героя – Шериг-оола Дизижиковича Ооржака.
Ощущение это формировалось из многолетнего присутствия на наших всевозможных торжествах, задержка с началом которых объяснялась позволявшей себе проявить нетерпение массовке одной короткой фразой: «Ждем Главу!» Рекорд ожидания в прошлом году поставил Союз писателей Тувы, отложивший свой юбилей и ожидавший целые сутки, но так и не дождавшийся.
И хотя открытие юрточного городка на Наадыме и состоялось без опозданий, знаковая фраза и тут прозвучала. «Ждем Главу!» – с этим заклинанием суетливо пробежал вдоль выстроенных по кожуунам животноводов, выказывая примерное старание в выравнивании рядов и призывая подтянуться, взволнованный чиновник с бейджиком на груди – «Оргкомитет».
Ну чуть меньше бы этого подобострастия и суеты, выказываемые чиновниками «третьего ранга» перед парадным выходом. Ну, чуть больше бы не показного, а истинного внимания к главным героям – животноводам. А то ведь даже чествование лучших из лучших (а много ли их у нас осталось – истинных тружеников, у кого еще не перекрали весь скот и кто не пропил-не проел оставшийся – от безвыходности?) не смогли провести, как положено. Вызывают на сцену для награждения победителей-чемпионов из районов, а их нет. Ни чабанка не выходит, ни доярка, ни оленевод, ни телятница, ни сарлыковод. Только козовод с табунщиком оказались в наличии. Но неужели так трудно было «обеспечить явку» – так это звучит на казенном языке, а на человеческом – заранее пригласить, доставить на место награждения и устроить людям настоящий, столь редкий в их бесконечно трудовой жизни, праздник? В конце концов это их Наадым – праздник животноводов, а не чиновничьего бомонда.
А вот для Людмилы Нарусовой, волею политических судеб оказавшейся тувинским сенатором, праздник состоялся по полной программе. Надо отдать должное Людмиле Борисовне: она мужественно старалась не уставать и побывать на максимально большем количестве мероприятий, неотступно сопровождаемая Шериг-оолом Дизижиковичем и Сарой Монгушевной, а также правительственной элитой рангом пониже, из долга гостеприимства (и просто – на всякий случай) норовящей услужить, где надо и где не надо.
Знакомство сенатора с Тувой, состоялось, наконец, в полном объеме, правда – в лубочном, до блеска отполированном варианте: с импортными телевизорами и холодильниками в каждой юрте и перспективой сотовых космических телефонов у каждого чабана (эту перспективу наметил в своем праздничном выступлении перед животноводами Глава правительства). Людмила Борисовна настолько использовала возможность с одного праздничного захода проникнуть во все уголки тувинского быта, что посетила даже ночное международное шаманское камлание на берегу Енисея – в обществе «Тос-Дээр». Но предпочла наблюдать со стороны, не подходя к костру, вокруг которого тувинские и зарубежные шаманы очень впечатляюще били в бубны под руководством самой популярной шаманки Тувы Ай-Чурек. Когда же всех собравшихся у костра, по шаманскому ритуалу, стали охаживать по спинам плеткой, автокортеж с гостьей, взвыв сиреной гибедедешного (ну и словечко, еле написала, то ли дело прежде – гаишный, короче и проще было) сопровождения, скрылся в ночи.
Пообщалась Людмила Борисовна и с тувинской экзотической фауной – в виде сарлыка (яка), пригнанного в Кызыл с монгун-тайгинских гор. Шериг-оолДизижикович радушно уговаривал ее сесть на сарлыка верхом, но сенатор предпочла ограничиться осторожным поглаживанием волосатой горной коровы.
Дополнительную деталь демократичности придала празднику веселая пляска Людмилы Нарусовой с Шериг-оолом Ооржаком на молодежной дискотеке под открытым небом. Последовав примеру гостьи, Глава правительства бойко сплясал, ничуть не хуже, чем в свое время Борис Ельцин. Совершенно обалдевшая от такого поворота дел свита тоже вынуждена была соответствовать и старательно выбрасывала вверх и в стороны руки и ноги – кто во что горазд.
Горожане, увидевшие эту лихую пляску по телевизору, даже оптимизмом прониклись: значит, все к лучшему идет, раз руководство так веселится. Согласна, улыбчивый, радостный руководитель – это всегда лучше, чем суровый и нахмуренный. Я тоже порадовалась: первый раз, видела нашего Главу правительства так танцующим и давно не видела таким веселым. А может, просто надо чаще общаться?
Причина для радости была: долгожданный указ Президента России о праздновании в 2004 году тувинских юбилеев (см. «ЦА» № 33), за появлением которого Шериг-оол Ооржак не раз публично поблагодарил и Владимира Путина (заочно), и Людмилу Нарусову (очно).
Людмила Нарусова тоже в свою очередь поблагодарила Туву за то, что... «дала тепло тем несчастным изможденным детям блокадного Ленинграда, которых вывезли сюда». В зале никто ничего не понял: что за новая страница в истории Тувы? Никаких блокадных детей в Туву не привозили, да и привезти не могли: во время снятия блокады Тува еще не входила в состав СССР, да и просто не довезли бы сюда обессиливших ребятишек.
В свое время студентка, а потом преподаватель исторического факультета Ленинградского университета имени Жданова, Людмила Нарусова просто не разобралась в исторической ситуации, и никто из наших организаторов (а ведь куча чиновников вокруг суетилась) ей толком не подсказал: кого именно и за что она должна благодарить на вечере «Союз Тувы и Санкт-Петербурга». Ни один из четверых присутствующих в зале ветеранов никакого отношения к вывезенным из блокадного Ленинграда детям не имел. Юрий Ковенский и Владимир Пашутин, например, – фронтовики, участвовавшие в обороне Ленинграда. Тамара Матюшова – действительно жительница блокадного Ленинграда, но в блокаду была уже девушкой-сандружинницей и в Туву попала по распределению уже после окончания войны.
Трогательно, наизусть читала сенатор со сцены «Балладу о седых», посвященную блокадным детям:
«Память, стой...
Замри ...
Это надо.
То из жизни моей –
не из книжки.
Из блокадного
Ленинграда
Привезли седого мальчишку...»
С выражением читала, но только не по адресу. Да и стихи эти принадлежат вовсе не Юлии Друниной, как объявила Людмила Борисовна, а Майе Румянцевой. Впрочем, такая литературная ошибочка – всего лишь мелочь на фоне огромной, на мой взгляд, человеческой ошибки, когда за красивыми словами нет главного: искреннего, не показного внимания к людям и их судьбам.
И еще одно – вполне в духе времени веяние: теперь ветеранов, чтоб не сбивать темп мероприятия, на сцену уже не приглашают. Все цветы-подарки вручают прямо в полутемном зале. Так что лиц их никто не увидел...
И как-то грустно вертели в руках ветераны питерские чашечки с блюдечками, благодарно подаренные им Нарусовой. И ушли, не досидев в своем «почетном» первом ряду до конца торжества, оказавшегося не их праздником...
Нынешние торжества были как бы генеральной репетицией предстоящих в следующем году наших юбилеев, обретших с путинским указом общероссийский статус. Как бы в заботах о выбивании денег «под юбилей», в суете с приглашением и приемом высоких гостей, громе салютов и аплодисментов не забыть о тех, для кого и должны проводиться эти праздники? Как бы в упоении от исторической даты снова не ошибиться с такой мелочью, как судьбы людей, делавших эту историю? Чтобы было не для галочки, не для отчета, а от сердца и души. Без фальши.