- Во дворе дома моего соседа с весны живёт медвежонок. Я устал слушать постоянный медвежий рёв. Может, над ним там издеваются? Нельзя ли его забрать и куда-нибудь пристроить. О.Монгуш, г.Кызыл
Первым делом с этим вопросом мы обратились в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Тыва, но там нам ответили, что они занимаются только «краснокнижными» животными и посоветовали обратиться в охотинспекцию. Что мы и сделали. Начальник управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РТ Белек-оол Баткар с начальником отдела госохотнадзора Сергеем Улатовым сразу же выехали с проверкой к дому по улице Рабочей, куда поспешили и мы.
Оказалось, хозяин дома Алик Бальян весной купил медвежонка за 3000 рублей «исключительно из любви к животным». «Просто интересно с ним заниматься, да и детям радость, они приходят к нам и играют. У меня и волк жил, правда, всего год. Он не смог подружиться с кавказскими овчарками и после одной из драк сдох. А медвежонок с собаками играет». Белек-оол Чоодуевич пытался объяснить недоумевающему хозяину медведя, что по закону «О диких животных» нельзя содержать дикого зверя во дворе. «Да ему здесь лучше, чем на воле. Мы его кормим и молоком, и мясом, шампунем моем. В лесу за ним разве будут так ухаживать?» В лесу может и не будут, но вряд ли мишка сам свободу на шампунь променял бы.
Как рассказывает Белек-оол Баткар, после трех лет медведь становится неуправляемым, у волков этот срок намного короче. Поэтому человеку с подросшим диким зверем находиться рядом опасно. Но и выпустить этого маленького медвежонка (ему нет еще года) в тайгу сейчас не имеет смысла: он просто не выживет.
Все это время медвежонок, не подозревающий, что весь разгоревшийся «сыр-бор» о нем, весело играл, то с прибежавшими ребятишками, то с собаками. Кстати за час, что мы там находились, медвежьего рева так и не услышали.
Закон «О диких животных» запрещает содержать их в доме, но в то же время при создании соответствующих условий – разрешает, то есть внятности в этом вопросе нет. В то же время в Уголовном Кодексе РФ существует статья 245, которой за жестокое обращение с животными предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы на срок до двух лет. Так как жестокости в обращении с животным не наблюдалось, был составлен протокол об осмотре зверя и решение: обязать Алика Бальяна содержать мишку еще четыре месяца зарегистрировать зверя в охотнадзоре и содержать его в вольере. Если медвежонок за эти месяцы станет более самостоятельным, его отпустят на лоно природы, либо отдадут в Абаканский зоопарк, если конечно, удастся договориться.
Это не первый такой случай в городе. В поселке Каа-Хем живут еще два медвежонка, которых подобрали после того, как браконьеры убили мать-медведицу. Судьба всех троих братьев по несчастью решится поздней осенью.
Забавно наблюдать за игрой медвежонка, но все же стоит задуматься всякому, кого эти симпатичные мордашки привлекут: любое животное вырастает и «мордашки» показывают затем уже не столь уж симпатичный звериный оскал.