газета «Центр Азии» №22 (29 мая — 4 июня 2003)
Московские огни

ТУВИНСКИЕ СОЛОВЬИ В НЕБЕСНОЙ ЧАЙНОЙ

29 мая 2003 г.

Майские выступления в московских клубах группы «Алаш» и столичные семинары шаманки Ай-Чурек Оюн  завершились совместной акцией. В Центре чайной культуры 22 мая они провели вечер тувинской культуры, а затем уехали на фестиваль «Анкул» в Швейцарию.

Клуб «Центр чайной культуры» (ул. Казакова, д.18) ориентирован на китайские и японские традиции чайной церемонии. Расположен в живописном зеленом уголке на территории Института социальных технологий и имеет своих постоянных посетителей – любителей восточной экзотики.

На вечер тувинской культуры пришли и завсегдатаи клуба – москвичи, и студенты из Тувы. Действо очень удачно вписалось в атмосферу центра. Ковровые покрытия, китайские и японские мотивы в интерьере, отдельные залы, журчание фонтанчиков, тихая музыка для релаксации, запахи благовоний. Ходят здесь только босиком, разувшись в гардеробе. Сидят на пуфиках. В меню различные сорта зеленого чая.

Приятной неожиданностью оказалось то, что зал для концерта имел оформление внутреннего пространства юрты. От большого деревянного диска на потолке в стены уходили жерди, образуя форму конуса над головой. В центре помещения – искусственный очаг из камней и свечи. Несколько странно, что при подобном дизайнерском решении зал именован чайной «Небесная лодка». Но связь с небом все же есть: в виде второго яруса, где любители чая и восточной музыки могут располагаться полулежа. Во избежание «несчастных чайных случаев», как гласит табличка при входе в зал, гостей просят не пользоваться в «лодке» мобильными телефонами.

Участники группы «Алаш» – ученики Заслуженного артиста России и Народного хоомейжы Тувы Конгар-оола Ондара. Обладатели «Гран-при» фестиваля «Устуу-Хурээ–2001», одни из лучших нынешних выпускников национального отделения Кызыльского училища искусств (директор Виктор Нагорный).

«Алашевцы» Май-оол Седип, Бады-Доржу Ондар и Аян Ширижик создали запоминающийся образ тувинцев древности с однотонными национальными халатами и косами, которые носили мужчины традиционной Тувы. Горловики искусно владеют всеми традиционными инструментами и стилями хоомея. Они стали новым поколением профессиональных музыкантов и певцов, популяризирующим наше искусство во всем мире.

Молодые исполнители преподнесли слушателям собственные трактовки тувинских народных песен «Дынгылдай», «Эне-Сай», «Кара-Дуруяаа», «Декей-Оо», «Чагытай». В выступлении трио «Алаша» принял участие и четвертый исполнитель, совершенно не предусмотренный программой. Открытое окно зала выходило на лес. Когда певцы начинали мелодии хоомея, к ним присоединялся… местный соловей, который не мог стерпеть конкуренции. Трели соловья,  звон сыгыта и плач игила создали гармонию природных звуков и великолепно украсили друг друга.

Обряд шаманского освящения присутствующих совершили Ай-Чурек Оюн с помощницами. Приглушенный свет в зале, запах артыша, исполнение алгышей, рокот бубна и кружение шаманки у импровизированного очага перенесли всех в пространство тувинской юрты и дали представление о древнейших ритуалах нашего народа.

О тувинской музыкальной культуре зрителям рассказал организатор фестиваля «Устуу-Хурээ» Игорь Дулуш. Все участники вечера вместе выехали 24 мая в Швейцарию. Тува представит в Европе свое самое главное богатство с тем, чтобы принимать в свою очередь на фестивале «Устуу-Хурээ» в июле дары европейцев. Культурный обмен продолжается.

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/2003/22/1907-tuvinskie-solovi-v-nebesnoy-chaynoy.html