газета «Центр Азии» №22 (29 мая — 4 июня 2003)
Люди Центра Азии

"УЧЕНИКОВ СВОИХ БУДУ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ"

29 мая 2003 г.

"УЧЕНИКОВ СВОИХ БУДУ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ"Все началось с весеннего конкурса "Поздравь свою любимую!". Мы предложили читателям «Центра Азии» поздравить своих любимых жен, мам, бабушек, сотрудниц и учительниц с праздником 8 Марта. Победителем конкурса стал житель поселка Каа-Хем Сергей Долгих, поздравивший особо теплыми стихами собственного сочинения жену. Узнав из поздравления, что Татьяна Игоревна Долгих – не только добрая жена, но и директор Кок-Тейской начальной школы, известной своими успехами далеко за пределами поселка, я решила поближе познакомиться с этой женщиной.

Здание Кок-Тейской начальной школы, где Татьяна Игоревна директорствует – нетиповое, строилось для гостиницы. Прежде начальная школа размещалась в семи помещениях по всему Каа-Хему, и решили кожунные власти построить новую, большую и красивую, школу для учеников младших классов. В 2000 году отпраздновали новоселье, прозвенел первый звонок, и началась серьезная работа "домашней", как ее называют, школы. Для шестиста восьмидесяти ребятишек, обучающихся в две смены, здесь еще много чего не хватает: необходим медицинский кабинет, спортзал (сейчас дети занимаются в переоборудованном актовом зале, а школьные собрания проводятся в фойе), требуется плодородная земля для пришкольного участка, недостаточно музыкальной и технической аппаратуры. Учитель музыки Владимир Нефедов кроме необходимых бумаг всегда носит в портфеле инструменты для починки старенького аккордеона, "капризничающего" в самый неподходящий момент. Решение всех проблем сопряжено с финансированием, но какое учебное заведение в наши дни может похвастаться отсутствием финансовых проблем? У всех они есть.И это не главное. Главное, что в этой школе есть то, чего не купишь ни на какие деньги: атмосфера добра, любви, домашнего тепла.

Школа живет своей "домашней" жизнью. Каждый день бегут малыши с портфелями по асфальтовой дорожке, ведущей к украшенному арками крыльцу, прыгают  по разноцветным нестирающимся классикам.

 

В фойе и в коридорах на стенах – не только устав школы и информация о нашей республике, но и огромные картины, оставленные на добрую память уехавшей за Саяны хозяйкой изостудии Валентиной Садохой. Информатика для начальных классов есть только в этой школе, преподает ее молодой специалист Сергей Немец. В кабинете музыки дети занимаются не за партами, а на кафедре. Оборудованные таким образом  кабинеты есть еще только в четвертой,четырнадцатой и пятнадцатой школах Кызыла. Совсем недавно я узнала, что Владимир Нефедов еще и прихожанин Кызыльской Свято-Троицкой церкви, руководитель хора и преподаватель музыки в воскресной школе.

В читальном зале библиотеки множество цветов, книги, красочно оформленные стенды. Хозяйка здесь – Галина Петровна Бессмертных, которую дети зачастую называют совсем по-домашнему – бабушкой.

Цветы выращиваются и дарятся коллегам и друзьям, книги – в образцовом порядке (среди них – подарок кожуунной администрации – 32 новеньких тома энциклопедии "Я познаю мир" и подаренный главой администрации Наксыл-оолом Ооржаком – от себя и от семьи – Большой энциклопедический словарь). В библиотеке хранятся знамя школы и сочиненный коллективом гимн, который дети и взрослые исполняют на всех торжественных мероприятиях. А когда поднимаешься по лестнице на второй этаж, невольно начинаешь читать Кодекс чести школы. Начинаешь… и не можешь остановиться, не дочитав  до конца.

1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой  было хорошо.

2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему.

3. Научись радоваться не только своим успехам.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай.

5. Старайся прийти на помощь товарищу.

6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других.

7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.

8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

В преподавательском коллективе царит творческая атмосфера. Из сорока трех педагогов и четырнадцати человек техперсонала добрая половина– молодежь (недавно еще два молодых человека, выпускника ТГУ, приходили в школу, желая устроиться на работу), но душой молод весь коллектив. Все – как одна большая дружная семья. Я была заражена энтузиазмом, с которым учителя, собравшиеся в кабинете музыки, рассказывали о своей работе, о новых проектах, о решении наболевших проблем.

Мы с фотографом Мариной Перовой побывали не только в замечательной школе, но и в гостеприимном доме нашей героини. Нас встретила дочь Татьяны Игоревны – Нина, красивая девушка с выразительными глазами. Пришла из своей комнаты свекровь Тамара Александровна, и за накрытым столом наш разговор продолжился.

– Татьяна Игоревна, расскажите о своем детстве, о родителях.

– Родилась в Ярославле, когда мне было три года, отца по комсомольской путевке направили в Туву, строить город Ак-Довурак. Мое детство прошло на берегах прекрасной речки Хемчик.  Мама – дитя блокадного Ленинграда, сирота – работала в ак-довуракском роддоме медсестрой в палате для новорожденных. Спокойная была, добрая. Я в жизни не слышала, чтобы она кого-то осуждала.

Когда я заканчивала второй курс педагогического института, произошла в семье страшная трагедия, после которой не стало мамы, а отца посадили в тюрьму. На моих руках остался восьмилетний брат Олег. Меня тогда уговорили, чтобы он, пока я не окончу институт, пожил в семье своей учительницы. Но ему там не понравилось. Пришлось заботиться о нем самой.

– И кто в это время оказался рядом, поддержал?

– Сергей. Мы с ним  жили через улицу. Всегда поддерживал меня. Казалось, друзей вокруг много было, а в горе я разглядела только его. Других мое несчастье сильно не тронуло, а он в трудную минуту, когда на душе одиноко, тоскливо, всегда был рядом. Я так была напугана, растеряна, страшно остаться сразу без обоих родителей. И Сергей предложил создать нашу маленькую семью. Тут должное надо отдать свекрови, еще до регистрации брака она, жалея меня, видя мои трудности, забрала нас с Олегом к себе. Приняли нас в новой семье хорошо, как самых дорогих людей. Я до сих пор благодарна мужу, что он брата моего принял и вырастил, как родного. Еще в то трудное время помощь нам оказывала мамина подруга Вера Дмитриевна Гиззатуллина, спасибо ей большое за все.

Пышную свадьбу мы не стали делать, со дня маминой смерти только полгода прошло. Решили просто зарегистрироваться в обычный непраздничный день, в четверг. В два часа дня состоялась регистрация, а в четыре я, как председатель комсомольской организации, собрание в институте проводила, муж меня в машине ждал. Но уже в пятницу друзья и родственники со стороны мужа устроили нам праздничный вечер, жалко, что фотографии с вечера засветились... В этом году уже 25 лет, как вместе живем! Свекровь с нами. Я в школе, Сережа в разъездах. Сын Юра в армии в Красноярском крае, а дочь Нина живет своей семьей, с внуком Сашенькой в гости приходит. Зять Валерий, оперативный дежурный МЧС, хороший парень. Он в день рождения Нины всегда дарит мне букет цветов со словами: "Спасибо вам за вашу дочь!"

– С чего началась ваша семейная жизнь с Сергеем Степановичем?

"УЧЕНИКОВ СВОИХ БУДУ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ"– Мужа после свадьбы забрали в армию. Я училась на третьем курсе института, когда студентам предложили поработать в отдаленных кожуунах. Не хватало учителей. С нашего курса на работу в село решили поехать пять человек. Меня направили в Суг-Бажы Каа-Хемского кожууна. Жила в семье Кол в однокомнатной квартире, спать пришлось на одной кровати с младшей из их дочерей. Жили тесно, но дружно. Я проводила в школе все мероприятия, одна во всей школе вела русский язык и литературу, нагрузка была свыше тридцати часов в неделю. Именно на суг-бажынской земле я поняла значимость профессии учителя. Я была счастлива от работы с детьми и купалась в их любви. Там я глубже узнала все обычаи тувинского народа.

Сильно скучала по мужу. Поздними вечерами, проверив тетради, писала ему письма. На первые заработанные учительские деньги я поехала к мужу в армию, в Читинскую область. Встречали меня с поезда все ребята из Тувы, служившие с мужем. Командир отпустил Сергея на целых десять дней. Десять дней счастья!

Вскоре родилась Нина. Когда Сережа демобилизовался, стал работать водителем в гидрообсерватории. Через три года родился сын, и на шоферском совете ему дали имя Юра. Я не возражала, так как право выбора имени дочери было за мной, а имени сына – за мужем. Сергей сейчас – водитель-дальнобойщик на ТЭЦ, уже девять лет на КамАЗе работает, все время в рейсах.

– А на хозяйство время остается?

– Конечно, муж у меня и строитель, и землю любит, и рыбалку. Посмотрите, какой мне Сережа дворец отгрохал!

(У стандартного двухквартирника, каких в Каа-Хеме множество, добротная брусовая пристройка, в ней разместились спальня и большая кухня. Перед домом, посреди большого палисадника, лишенного внутренней перегородки, выстроена беседка, где семьи Долгих и Шерстневых (соседей по дому) любят проводить летние вечера. Татьяна Игоревна рассказала, что со всеми соседями они живут дружно, ей везет на добрых людей. Только о Галине Александровне Рыковой, устроившей для супругов Долгих своеобразную программу "Пока все дома" и снявшей это событие на видеопленку, хозяйка рассказывала столько  хорошего, что впору отдельный очерк писать о подруге).

Когда муж возвращается из командировок, я шум его машины за версту слышу и бегу встречать, словно не виделись целый год. Он всегда привозит скромные гостинцы, а в теплое время дарит полевые цветы.

– Часто ли вас муж поздравляет таким необычным образом, как в нынешний день 8 Марта?

– (Смеется) Это они с Ниной сочиняли поздравление. А отнести письмо в редакцию он уже не успевал, уезжал в рейс, дочку попросил. Чаще меня поздравляют ученики, их родители, брат, другие родственники, друзья. А после поздравления мужа добрых эмоций мне хватило на долгое время, ведь хорошее настроение – немаловажный фактор в работе учителя, во взаимоотношениях между близкими людьми.

– У каждой хозяйки свои секреты счастья. У вас тоже есть свой, фирменный?

– Подождите, я сейчас приду  (Татьяна Игоревна уходит и через некоторое время возвращается в красивом махровом  халате). Посмотрите,  этому меня научила бывшая соседка Галина Васильевна Подьячева: надо всегда выглядеть нарядно, чтобы муж не разлюбил. Красивый халат обязательно должен быть у каждой женщины. Я этот у Татьяны Сергеевны, представительницы Нижегородской швейной фабрики, купила. А потом мы с ней разговорились, и я попросила ее: "Помогите мне одеть в красивые пальто наших учителей". Она выполнила просьбу и привезла нам пальто в рассрочку, просто поверив в учительское слово, а мы потом частями высылали деньги в Нижний Новгород. Верят люди еще в учительскую порядочность.

И еще один секрет вам открою. Я знаю, почему мужья изменяют женам: нет общих интересов. А надо знать, чего хочет муж, чем он «дышит", надо жить его интересами. На рыбалку, если хотите, с ним поезжайте, отдых совместный необходим. Даже вечер после трудного дня только ему посвятите. Мой Сергей научил меня видеть и понимать красоту природы. Помню, впервые поехали мы одни на лодке, отдыхали на острове. Муж рыбачил, а я читала книги, наслаждалась прохладой, идущей от воды. Незабываемо! Муж угощал меня ухой из свежевыловленной рыбы и чаем из корней шиповника. Если дома за ним я ухаживаю, то на природе – наоборот. И это здорово для семейного микроклимата! Я жалею, что раньше не ездила с ним, когда звал.

А что испытываешь, когда идешь самосплавом! Кругом черемуха цветет, у берега плещутся дети! Такое ощущение полноты жизни, ее красоты! Раньше я относилась к рыбалке как к развлечению, теперь же поняла, что это труд, здесь нужен особый характер, терпение, выдержка. Мужики на Чагытае под палящим солнцем проводят целый день. Хорошо, если на берегу ждут, встретят, накормят. А если один? Хочется сказать женщинам: бросайте все дела и будьте рядом со своими любимыми.

– А как ваши дети воспринимали маму-руководителя, не ревновали к работе?

"УЧЕНИКОВ СВОИХ БУДУ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ"– Дети до сих пор считают, что в детстве им меня всегда не хватало. Три года после окончания института я работала пионервожатой, семь лет – организатором, уже восемь – директором на выборной основе. Всегда дела, школа, теперь и общественная работа (Татьяна Игоревна – депутат Палаты Представителей Великого Хурала РТ). Часто одни оставались домовничать. Теперь дети уже взрослые. Шестилетний внук Саша, сын Нины, до сих пор верит в Деда Мороза, который всегда приходит к нему на праздник. Только Саша недоумевает, почему  голос Деда Мороза так похож на мой? А Нина в детстве считала, что Дед Мороз приходит через форточку. Как-то ночью встала и решила пошире створку открыть, а то не пролезет дедушка, ему же трудно.

Сын Юра, как и его отец, тоже до армии женился. Невестка Настя сейчас с родителями живет, они с Ниной подруги. Я считаю, что сыновей жалеть не надо, надо растить мужчин. Юра, когда папа уезжал в рейс, сразу брал мужские обязанности по дому на себя. В пятнадцать лет он сам гараж заливал, и теперь, хоть материнское сердце и чувствует, что ему непросто в армии, не плачется, пишет письма в стихах:

"Моя мама, любимая мама,
Жаль, тебя не могу я обнять,
Много счастья тебе пожелаю.
Как хочу я тебя приласкать...

Посидеть бы с тобой, родная,
Но, увы, есть армейский закон.
Спи спокойно, моя дорогая,
Твой сын охраняет твой сон".

Юра приобрел воинскую специальность – оператор радиолокационных установок. Как-то в одном из писем написал: "Сейчас я сильно хочу на рыбалку. Армия меня научила быстро вставать, развила зверский аппетит, дала силы и дала понять, как нужно ценить маму и ее вкусные булочки".

– При всей занятости у вас и на булочки время остается?

– Остается. Помню, на свой тридцатилетний юбилей пригласила коллег и своей выпечкой угощала, они тоже удивлялись. Очень люблю стряпать, заготовки домашние делать. У нас яблоки "Белый налив". Сейчас я вас компотом угощу.

– Быть учителем или врачом в детстве мечтают почти все девочки. А вы мечтали об этом?

– Конечно, я усаживала кукол за "парты", столики из книг или картонок делала. Игрушек у меня было не так много, я картофелины и яблоки "усаживала". Так и называла "учениц" – Картошкина Вера, Яблочкина Аня.

– А почему своим предметом выбрали именно русский и литературу?

– Мне было пятнадцать лет, когда среди школьников Барун-Хемчикского района был объявлен конкурс на лучшее сочинение, посвященное 30-летию Победы над фашистской Германией. Я училась в девятом классе и написала сочинение, представив его в такой форме: я, девочка, никогда не видевшая войны, сижу на лавочке возле обелиска воинам-освободителям. Подул ветерок, листочки зашуршали и начали рассказывать мне о событиях тридцатилетней давности. Когда узнала, что победила в этом конкурсе, уже не было сомнений, на какой факультет поступать и какую профессию выбрать.

Не последнюю роль сыграла и моя учительница литературы Нина Николаевна Скорых, которая сумела привить любовь к своему предмету. Литература помогает понять жизнь.

– Под вашим началом работает много людей. У каждого свой характер, свои привычки...

– Мне хорошо рядом с этими людьми, мы не только в школе все вместе, от директора до технички, мы и на поселковых мероприятиях, и в походах не расстаемся, и дома у меня всегда народ. Работать в таком коллективе – счастье. Коллектив стабильный, люди очень отзывчивые. Учимся друг у друга не только педагогическому мастерству,  преодолению трудностей, но и тому, как овощи солить, мариновать и другим житейским премудростям. Большая часть жизни проходит в школе, в работе.

«Старожилы» коллектива – Надежда Николаевна Храмова, Ольга Валентиновна Куприяшкина, Светлана Кызыл-ооловна Дупчур, Лариса Алдын-ооловна Дарможап, Алла Александровна Козлова, Надежда Егоровна Донцова, Чечек Данзы-Белековна Ооржак, Лидия Ивановна Естехина, Анна Назаровна Чупракова, Алдынай Нурсатовна Монгуш и другие. Молодых встречаем с радостью, особенно педагогов-мужчин. Не секрет, что в школе много ребятишек из неполных семей, и пусть мальчики чувствуют мужское присутствие, мужскую силу в хорошем смысле этого слова. Орлан Ооржак пришел из армии, ведет уроки физкультуры. Как его ученики маршировали на параде перед участниками Великой Отечественной войны – загляденье! В следующем учебном году еще двое молодых парней пополнят наши ряды, станут преподавателями.

Может быть, я представляю несовременный тип руководителя, но просто не могу свысока руководить. Мы во всех конкурсах на равных, и в походах можем и пошутить, и посмеяться, и хуреш устроить. В апреле наш коллектив принимал участие в поселковом конкурсе, посвященном 75-летию женского движения. Приз за первое место – цветной телевизор – планируем поместить в библиотеке. А победили мы, опять же, потому, что сценарий придумывали всем коллективом, и на сцене выступали не только учителя, но и технические работники.

– Учить малышей намного ответственнее, чем старшеклассников. Определенные знания и правила поведения ребенку прививаются с детства. Недаром же говорят, что первый учитель запоминается на всю жизнь.

– Учитель начальных классов – это особая категория учительства. Столько доброй энергетики у ребятишек, такие у них глаза, столько интереса к жизни, к знаниям, ко всему новому! К нам часто Светлана Козлова и Анатолий Серен приходили, чтобы у нас доброй энергии набраться. Сколько жизненных судеб проходит через мое сердце! Каждый год приводят детей в нашу школу мои бывшие ученики, идут как к матери: рассказать, как складывается их судьба. Интересно смотреть на детей своих повзрослевших учеников, помня их самих за школьными партами. Некоторые малыши – такие же, как их родители двадцать лет назад, точные копии. И не только дети учителей запоминают, мне кажется порой, что я своих учеников буду помнить всю жизнь.

– Моя бабушка рассказывала, что в школьные годы считала учителей святыми. Сейчас школьники уже так к преподавателям не относятся. Что необходимо сделать в целом и в частности, чтобы республика развивалась, чтобы учителю всегда оставаться в глазах ребенка уважаемым Учителем с большой буквы?

– В целом, я считаю, что в развитии республики и кожууна должны быть три приоритетных направления: сельское хозяйство, медицина, образование. Я как работник образования, как директор ставлю цель– сплотить учителей, родителей, попечительский совет. Вместе все делаем. Обучение необходимо всестороннее. Человек землю свою знать должен: где, с кем он живет, чем дорог ему край родной. И каждому учителю надо вести себя так, чтобы дети не боялись его, а уважали, старались брать с него пример.

– К вам часто обращаются за советом. А каким вы видите будущее школы? И чему еще необходимо учиться людям,   чего нам не хватает?

– За советом обращаются часто, такая у меня профессия. Людям трудно бывает разглядеть одного человека в огромной толпе, понять и принять его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Легко говорить о любви ко всему человечеству, а ты полюби конкретную личность! Вот, к примеру, большие школы, разве там запомнишь каждого ученика по имени? Как ни старайся, всех запомнить невозможно. А добро, желание понять и помочь в душе каждого живущего на Земле надо воспитывать с детства. Нужна школа человечности.

Я думаю, что будущее за маленькими, "домашними", школами, когда видно каждого члена коллектива, каждого ученика. Тогда ты каждому ребенку можешь дать больше любви и тепла. И дети тебе роднее и ближе становятся. Когда знаешь, что тебя здесь ждут, любят, идешь в школу как в родной дом. Надо учиться быть добрыми. Многим надо заново учиться сопереживать. Нам всем не хватает сопереживания и любви.

Фото Марины Перовой, из архива семьи Долгих и архива редакции

Елена Трушникова, Кызыльский кожуун
http://www.centerasia.ru/issue/2003/22/1898-uchenikov-svoikh-budu-pomnit-vsyu-zhizn.html