"АИФ НА ЕНИСЕЕ"
Редактор Александр Синищук
(региональное приложение для читателей Красноярского края, республик Хакасия и Тува)
Юрий Тишков провел один день с председателем правительства Тувы, материалы об этом опубликованы в номере 13 под названием «Шериг-оол Ооржак: «Мое давление – 120/80!». Что и говорить, день получился на редкость (для журналиста) хлопотным. Подъем в 6 часов, перерыв на обед с 13.30 до 14.00, пятнадцатиминутный ужин и домой – к 23 часам. По дороге домой, то есть в гостиницу, журналист мечтал уже только о подушке. Но днем он побывал на всех мероприятиях, встречах, совещаниях вместе с Шериг-оолом Ооржаком и даже успевал задавать ему кое-какие вопросы. Вопросы и личного плана, и гораздо более глобальные. Из ответов на это вопросы можно узнать, что национальная идея Тувы: «Через демократические преобразования, через возвышение значимости гражданина Тувы, независимо от его национальности, добиться того, чтобы наша молодежь в ХХI веке по уровню интеллекта, культуры не уступала молодежи России и мира».
Ну, если такая цель ставилась, то она практически и достигнута. Абитуриенты из Тувы поступают практически во все вузы. Со всех конференций школьники постоянно привозят призы и грамоты, занимают высокие места. С культурой посложнее, все-таки, хотим мы этого или нет, а «бытие определяет сознание» и особенно в такой тонкой материи, как культура. С другой стороны, большинство молодых людей во всех странах мира не отличаются высокой культурой, к тому же им просто нравится эпатировать поколение «родителей».
А еще мы узнали, чем питается президент: на завтрак бутерброды, пшенная каша, тувинский чай, на обед салат из огурцов, пшенный суп с крученым мясом, капуста и вареный хариус, на ужин бутерброды, свежие овощи, фрукты. Полдника не предусмотрено. Завтрак – около шести утра, ужин в 21 час. Кто как, а я не хочу быть президентом, хотя бы из-за одного этого меню. Утром и вечером бутерброды, на завтрак и на обед – пшенка. Интересно, кто составляет такое меню?
А еще, кто бы сказал, почему президент вынужден вникать в самые мелкие детали, например, как должна быть устроена душевая в интернате, как сделать архитектурное оформление для короба вентиляции и т.д.
Действительно, должность чрезвычайно хлопотливая, супернапряженные рабочие дни и масса критических замечаний со всех сторон. Не знаю, как президента, а любого другого ввергала бы в депрессию невозможность сделать все как надо. Например, на стройке уже были, уже сделаны замечания, но когда приезжают во второй раз – ничего не меняется. Думаю, что это и есть самое трудное. Нет, президентом быть мне явно не хочется.
“Шын”
Редактор Артур Хертек
Светлана Дачын-Хоо в номере от 25 марта предлагает репортаж «Сокровище Тоджи». Для тех, кто не знает, что собой представляет главное сокровище Тоджи, можно и объяснить, что главное сокровище и Тоджи, и Тувы, да и всего мира – это люди. А в данном конкретном случае – писатель Леонид Чадамба. Из зала филармонии зрители на Тоджуотправились самым что ни на есть «настоящим» способом, на самолете Ан-2, который выполнял рейс «Кызыл – Тоора-Хем». Командиром экипажа была Айлана Чадамба, бортинженером Елена Ооржак. Подобное оформление программ было в свое время у грузинского ансамбля «Орэро», но там еще зрителям (то есть пассажирам) раздавали карамельки «Взлетные». Конечно, звучали и стихи, и песни, конечно, звучала «Таежная симфония», одним словом, сокровище Тоджи стало достоянием всех, кто пришел 21 марта в филармонию.
А в номере от 27 марта рассказывалось еще об одном сокровище, которое, как считает автор, еще не оценено по достоинству. Статья Сергея Хертека об Александре Салчаке, так и называется «Недооценен». Хотя из текста не вполне понятно, почему именно недооценен, ведь Александр Салчак получил в свое время звание Заслуженного артиста, а затем и Народного, признание зрителей тоже есть. Вот разве что из-за курьезного случая не дали в свое время сыграть роль Ленина. Так кто же считает, что артист «проверяется» именно на этой роли?
Кстати, из статьи можно узнать не только биографию артиста, но и еще некоторые интересные сведения. Например, кого готовят в театральных училищах. Александр Салчак в свое время учился вместе с Чылгычы Ондаром (драматург, министр культуры, депутат Госдумы), Александром Шоюном (редактор «Сылдысчыгаш»), Виктором Наксылом (зам. министра культуры), Алексеем Ооржаком (главный режиссер театра), Кан-оолом Тагалановым (директор театра). Только из этого небольшого списка мы можем узнать, что в театральном училище готовят депутатов, министров культуры, редакторов газет. Но, кроме этого, еще гениальных режиссеров, и актеров. Так что все в порядке, училище свои функции вполне выполняет.
А Александр Салчак, добившись успеха, сыграв множество интереснейших ролей, «шеей не крутит» (русский вариант поговорки – «не задирает нос», современный – «у него нет «звездной болезни»). Вот он такой, простой, добрый и скромный. Но только не на сцене, потому что на сцене он и Хам-оол, и Донгур-оол, и Эдегей, и уж там он таков, каковы его герои.
“Тыванын Аныяктары”
Редактор Вера Куулар
«Нелегкая наука» - так называется материал Карима Монгуша в номере 13. А нелегкая наука – это о науке воспитывать детей. Начинается публикация почти элегически: «Прекрасное милое дитя, когда ты вырастешь, кем ты будешь, какие счастливые моменты и какие препятствия встретишь ты на своем пути, как ты выдержишь все испытания, что хорошего ты принесешь матери и отцу, друзьям, родному народу?». Поэтическое начало дает время подготовиться к серьезному разговору о положении детей в нашем обществе. Воспитатели мало уделяют внимания детям, мало сил прилагают, это очень печально и стыдно. Ну а в целом публикация – о детях из Кызыльского кожууна, об их учителях, о работниках социальной сферы, о том, что делается сейчас для того, чтобы дети росли счастливыми, и о том, что будет делаться впредь.
“ПОДСПОРЬЕ”
Редактор Григорий Тарханов
Газета эта – приложение к другой газете, «Соратник», издает ее Союз борьбы за народную трезвость. Издается она с мая 2001 года в Абакане, на деньги сторонников трезвости, тиражом пока всего 500 экземпляров. Выходит раз в месяц. Основная тема мартовского номера выражена в подзаголовке ко всему номеру: «Сага о наркотиках». Читатели узнают много интересного и ценного о том, как можно бороться со смертельным недугом – наркоманией.
Но вообще-то газета странная. Будучи обеими руками за трезвый образ жизни, за мир без наркотиков, я лично не дала бы на ее издание ни копейки. Просто потому, что мне не нравится, когда во всех грехах обвиняют влиятельную международную организацию, которая много сделала и делает в области экологии – «Римский клуб». А еще потому, что мне не нравится когда, опять же во всех грехах современного мира, обвиняют философа Герберта Маркузе, замечательных писателей Жан-Поля Сартра, Олдоса Хаксли, Алена Гинсберга. Зачем это делается – непонятно.
Хотя, по большому счету, это неважно. Пусть противники Сартра и Хаксли пишут о вреде наркотиков, пусть о вреде наркотиков пишут, например, противники Маршака и Агнии Барто или противники Левитана и Репина. У всех таких изданий найдется свой читатель, и пусть этот читатель тоже знает о том, к чему могут привести наркотики. Пусть будет много-много разных-разных изданий. И тогда уж точно не сможет создаться ситуация, описанная в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (в других переводах «Прекрасный новый мир»).