– Великий пост начинается с Масленицы, но ведь это языческий праздник. Как к этому обстоятельству относится православная Церковь?
Н. Кропоткин
Везде, где утверждалась новая христианская вера, будь то Запад или Восток, она вступала в сложные взаимоотношения с языческими верованиями, за тысячи лет глубоко укоренившимися в сознании народов. Взаимодействие это осуществлялось по-разному. На Руси исконно славянские, языческие по происхождению верования и обряды, оказались вплетены в ткань христианства.
Древние языческие праздники, отражающие сезонные изменения в природе, были привязаны к дням церковного календаря. Так, праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица – пришелся в неделю перед Великим постом и таким образом оказался включенным в предпасхальный цикл. Бесшабашный разгул древнего языческого праздника получил новое истолкование: желание пресытиться перед долгим Великим постом.
Православная Церковь за свою историю никогда не устраивала ни крестовых походов, ни вообще каких-либо войн, никогда не боролась с культурой разных народов, а как заботливая Мать, с любовью воцерквляет обычаи этих народов. Благодаря слиянию с христианством, наполненным новым содержанием, в самих обычаях уже не осталось ничего языческого.
Великий пост отличается особыми богослужениями, и это придает ему особую духовную атмосферу. Православные, чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы обязательно исповедаться и причаститься. Каждая суббота Великого поста – это Вселенская поминальная суббота, когда поминают всех усопших.
С 3 марта по 9 марта – Масленица, но уже с этого времени нельзя есть мясо до самой Пасхи, которая в этом году будет 27 апреля. 9 марта – Прощеное воскресенье, а с 10 марта начинается Великий пост.
Великий пост состоит из 40 дней, а так же Страстной седьмицы – всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности, но и по причине Великого значения этого поста в церковной жизни христианина. Накануне Великого поста, вечером, все собираются в храм на чин прощения.
Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя в этом примеру самого Господа и апостолов.
От редакции: Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к отцу Вячеславу – присылайте их в редакцию «ЦА», Инне Сергеевне Черкасовой, тел. 1-10-14.
Рубрику ведёт настоятель кызыльской Свято-Троицкой церкви иерей Вячеслав Дементьев